Общественная психология

Страница 2

Недооценка психологии приводит к вульгаризации учения о базисе и надстройке. Невозможно сколько-нибудь убедительно вывести из данного экономического состояния, царящие в данное время в головах людей философские, религиозные, эстетические течения и системы.

Г. В. Плеханов развил теорию, согласно которой посредствующим звеном между экономическим развитием и историей культуры в широком смысле являются обусловленные социально-экономическим развитием изменения в психологии людей. По мнению сторонников такого взгляда, идеи, культура – это сгусток общественной психологии. Г. В. Плеханов расчленяет всю социальную структуру общества на пять зависящих друг от друга элементов: «Данная степень развития производительных сил; взаимоотношения людей в процессе общественного производства, определяемые этой степенью развития; форма общества, выражающая эти отношения людей; определенное состояние духа и нравов, соответствующее этой форме общества; религия, философия, литература, искусство, соответствующие способностям, направлениям вкуса и склонностям, порождаемым этим состоянием»[2].

Г. В. Плеханов настаивал, что без того звена, которое здесь названо «состояние духа и нравов», которое в других случаях он называет «преобладающее настроение чувств и умов», которое шире определяется как общественная психология, нельзя сделать ни шагу в научном изучении истории литературы, искусства, философии и т. п. Он писал: «Чтобы понять историю научной мысли или историю искусства в данной стране, недостаточно знать ее экономию. Надо от экономии уметь перейти к общественной психологии, без внимательного изучения и понимания которой невозможно материалистическое объяснение истории идеологий».

В другом месте Плеханов сформулировал эту мысль еще короче: «Все идеологии имеют один общий корень – психологию данной эпохи».

Психология всегда связана со сферой человеческих действий (в том числе с торможением и подавлением действий).

В. И. Ленин неоднократно подчеркивает рождение чувств, настроений, инстинктов, одним словом, психических состояний разных классов и масс, из их экономического состояния и коренных экономических интересов. Это – первый и глубочайший источник социально-психических явлений. Без экономических требований нечего идти с пропагандой в массу трудящихся[3].

Понятием «стихийность» Ленин передавал те черты в общественной психологии, которые в большей или меньшей мере тяготеют в сторону бессознательности, хоть и не совпадают с ней. Сюда, в «стихийность», попадают преимущественно две группы явлений:

1) задавленность людей, покорность их нищете и бесправию, привычка к угнетенному положению;

2) протест, возмущение, бунт, но обращенные лишь против непосредственного источника бедствий, носящие негативный характер, не освещенные общественной теорией.

Отношение Ленина к первой группе особенно отрицательно.

Вторая группа явлений стихийности привлекала огромное внимание Ленина как теоретика и практика революции. Ему было совершенно чуждо доктринерское отношение к стихийности. Напротив, он писал, «что стихийность движения есть признак его глубины в массах, прочности его корней, его неустранимости, это несомненно»; «стихийный элемент» представляет из себя, в сущности, не что иное, как зачаточную форму сознательности. И примитивные бунты выражали уже собой некоторое пробуждение сознательности: рабочие теряли исконную веру в незыблемость давящих их порядков, начинали… не скажу понимать, а чувствовать необходимость коллективного отпора, и решительно порывали с рабской покорностью перед начальством. Но это было все же гораздо более проявлением отчаяния и мести, чем борьбой».

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Просодика
Голос и манера говорить несут в себе подлинную, почти не замаскированную информацию о душевном складе человека. Громкость голоса – общий показатель жизненной энергии и уверенности в себе. Обычно громко говорят люди, которые желают быть у ...

Обратная связь как элемент межличностного общения
«В контексте социально-психологического тренинга в форме группы самоанализа проблема усвоения, традиционная для процесса обучения, по существу преобразуется, во-первых, в проблему получения участником сведений о том, как он воспринят в ра ...

Развитие психики
В отличие от неорганической природы живой организм беспрерывно взаимодействует с окружающей средой. Эволюция организма, начиная от простейшего живого существования вируса, кончая человеком, — это смена усложняющихся форм взаимодействия. О ...