Т. Шибутани, автор "Социальной психологии", вводит различение социального и личностного статуса. Социальный статус, по его мнению, относится к позиции человека в обществе: уважением, которым он пользуется, и его престиж основывается на том, к какой категории он относится и как оценивается эта категория в преобладающей системе социальной стратификации. Человек сохраняет свой статус, если живет в соответствии с конвенциональными нормами, управляющими поведением людей этой категории.
Личный статус, по Т. Шибутани, - это положение, которое человек занимает в первичной группе в зависимости от того, как он оценивается в группе в качестве ее члена. Личный статус, как и положение человека в обществе, есть социальный процесс, и он может быть определен только в связи с взаимоотношениями, которые устанавливаются между людьми в первичных группах. Сохранение личиночного статуса, следовательно, состоит в том, чтобы действовать так. Чтобы обеспечить продолжение этих взаимоотношений.
Социальный статус влияет на то, как человек оценивает себя. Его представления о себе поддерживаются преимущественно реакциями людей, которых он знает лично. Чувство гордости, скромности или неполноценности, - отчасти зависит от социального статуса, но еще больше от оценок, которые он получает от значимых других.
5. Основные направления в изучении малой группы в зарубежной психологии
В 20 – 30 г. малая группа впервые становится объектом исследования. Целесообразно выделить 3 основных направления в изучении малой группы: социометрическое, социологическое и групподинамическое.
Социометрическое направление в изучении малых групп связано с именем Дж. Морено. Он исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить две структуры отношений: макроструктуру и микроструктуру. Иными словами, означает структуру психологических отношений индивида с окружающими его людьми. Согласно Морену, все напряжения, конфликты, в том числе социальные, обусловлены несовпадением микро - и макроструктур. Следовательно, задача состоит в перестраивании макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой. Одним из методов, предложенных Морено для изучения групп является социометрия, получивший распространение в мировой социальной психологии и социологии.
Социологическое направление в изучении малых групп связано с традицией, которая была заложена Элтоном Мэйо в Хотторнском эксперименте. Начало эксперимента было обусловлено фактом понижения производительности труда в Компании "Вестерн Электрик". Эксперименты Э. Мэйо в общей сложности длились с 1924 по 1936 г. и были направлены на поиск путей повышения эффективности производства. В ходе работ Мэйо выявил феномен "чувство социабильности" – потребность ощущать себя "принадлежащим" к определенной группе, благодаря чему происходит увеличение силы индивида в сотрудничестве с другими. Э. Мэйо ввел понятие "человеческий фактор", который стал рассматриваться как важнейший ресурс в решении задачи повышения производительности труда промышленных компаний.
Школа "групповой динамики" представляет собой наиболее "психологическое" направление исследований малых групп и связана с именем К. Левина – выдающегося мирового социального психолога. Он создал "теорию поля". Центральная идея теории поля состоит в том, что законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих. В данной школе были проведены многочисленные лабораторные исследования, процессов происходящих в группах: формирования, сплочения, принятия групповых решений, лидерства, стиля лидерства, мотивации и т.д.
Статьи по теме:
Мышление и речь. Проблема формирования понятий
Чел М, в каких бы формах не осуществлялось, невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с Р. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражена и словах. И взросл ...
Методические рекомендации по развитию памяти у детей с общим недоразвитием
речи
При разработке методических рекомендаций по развитию памяти детей, имеющих общее недоразвитие речи, учитывалось, что только комплексное воздействие способно помочь достичь хороших результатов, так как нарушения речи и памяти имеет тесную ...
Место образа «Я» в структуре личности руководителя
Переживание наличия своего «Я» является результатом длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте («открытие Я») и завершается в юношеском возрасте, когда формируется система социально-нравственных сам ...

Актуально о психологии