Общие проблемы малой группы

Материалы » Общие проблемы малой группы

Страница 10

идея о ценностной природе групповой сплоченности, что связано с разработкой понятия ценностно-ориентационного единства.

Первый тезис противоречил принятой большинством авторов, занимающихся проблемой развития группы, идее о принципиальной самостоятельности эмоциональной и инструментальной сфер групповой жизни, хотя жесткое их разведение не было установлено и в большинстве общепринятых моделей.

А.И. Донцов и Т.Г. Стефаненко, анализируя значение теории "теория деятельностного опосредования групповых процессов", отмечают, что положение о группообразующей функции совместной деятельности позволило наметить направление дальнейшего продвижения в области изучения психологического содержания процесса группового развития. В этом направлении в отечественной психологии в 70-80 г. г. разворачивались исследования специфических особенностей коллективного (в отличие от группового) субъекта деятельности и выделение особенностей собственно совместной деятельности [Донцов, Дубовская, Улановская, 1998]. На современном этапе, по мнению данных авторов, линия анализа роли совместной деятельности в развитии группы рассматривается наиболее перспективной при изучении этого процесса.

Второй тезис о фундаментальности такой характеристики коллектива, какой является ценностно-ориентационное единство, будучи одним из основных, остается, по мнению данных авторов, наиболее спорным в стратометрической концепции. По мнению исследователей, именно данная идея "операционализировала" основное идеологическое содержание такого феномена, как коллектив, поскольку речь всегда шла об определенных ценностях, а единство должно было быть полным. Понятие ценностно-ориентационного единства было выдвинуто для уточнения такой характеристики группы, как групповая сплоченность. А.И. Донцов и Т.Г. Стефаненко утверждают, что "представление о наличии в коллективе ценностно-ориентационного единства служило не только в качестве содержательного наполнения достаточно формального понятия сплоченности, но и давало возможность с высокой степенью определенности операционализировать это понятие, а следовательно, и проводить конкретные эмпирические и экспериментальные исследования для проверки разнообразных гипотез".

В целом идеи теория деятельностного опосредования групповых процессов внесла важный вклад в разработку проблематики группы.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 

Статьи по теме:

Вюрцбургская школа психологии
Вюрцбургская школа— направление в немецкой психологии, возникшее в начале ХХ в., которое возглавил Кюльпе Освальд (1862 –1915) — немецкий психолог и философ, одним из первых сделал предметом экспериментального анализа высшие психологическ ...

Cинeргeтикa: нoвaя нaучнaя пaрaдигмa
В иcтoрии чeлoвeчecкoй мыcли нaряду c пoзнaвaтeльным oптимизмoм (вcпoмним c дeтcтвa знaкoмыe лoзунги "Хoчу вce знaть!", "Ecли я знaю, чтo я знaю мaлo, тo я бoюcь .") рaзвивaeтcя и пoзнaвaтeльный cкeптицизм, инoгдa прин ...

Потребительский эскапизм — актуальная национальная задача
Действие последовательно. Самонаблюдение, конечно, стабильно. Придерживаясь жестких принципов социального Дарвинизма, коллективное бессознательное просветляет автоматизм, в частности, "тюремные психозы", индуцируемые при различн ...