В конфликте Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича можно легко различить ступени конфликта. На любой из них они могли бы остановиться – достаточно было не потерять над собой контроль Схематично этот усугубляющийся конфликт можно изобразить в виде ступенек, ведущих вверх, где на пути их ожидает глухая стена. Это кажущееся непреодолимым препятствие представляет собой погружение в низкие, темные слои сознания каждого вовлеченного в конфликт участника. «Погружение» в эти слои могли бы остановить в первую очередь сами участники (самопомощь) и их окружение. В современных условиях, наверное, это мог бы сделать квалифицированный психолог (посторонняя помощь). В последней могли бы участвовать и другие соседи, коллеги по работе, родственники. При этом важно, чтобы любой «посредник» четко различал границу между самопомощью участников конфликта и помощью окружающих. Возможно, что роль посторонней помощи по мере культурного развития общества будет постепенно возрастать.
Важным этапом на пути разрешения конфликта является сама готовность к его разрешению. Такая готовность появляется вследствие переоценки ценностей, когда одна или обе конфликтующие стороны начинают осознавать бесперспективность продолжения противостояния. В этот период происходят перемены в отношениях к ситуации, к оппоненту и к самому себе. Меняется также сама конфликтная установка.
Для успешного разрешения конфликта, в конечном счёте, необходимо, чтобы обе стороны проявили желание его разрешить. Но если такое желание будет проявлено хотя бы одной из сторон, то и это даст больше возможностей и другой стороне для встречного шага. Сделать первый шаг на пути к разрешению конфликта всегда довольно трудно: каждый считает, что уступить должен другой. Поэтому готовность к разрешению конфликта, проявленная одной из сторон, может сыграть решающую роль в разрешении конфликта в целом.
Статьи по теме:
Понятие содержания образования
В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных средств и факторов развития. Оно представляет собой особый «разрез» образования, не затрагивающий технологию.
Традиционная педагогика ориентирова ...
Основные задачи и принципы школьной психодиагностики
Индивидуальные различия в уровне психологического развития детей младшего школьного возраста, их учет в выборе методов психодиагностики. Роль экспериментальных и игровых ситуаций в психодиагностике детей младшего школьного возраста. Огран ...
Пути и средства повышения эффективности организации
процесса обучения и воспитания
Предлагается организовать учебный процесс так , чтобы:
- Учащиеся, получающие образование в режиме воспитательного процесса, стали подлинными субъектами обучения, чувствовали, что учатся для себя, своего развития и совершенствования;
- ...
Актуально о психологии