Квалификация и профессиональные компетенции

Страница 1

Анализ зарубежных и информационных российских источников показывает, что в настоящее время не существует общепризнанного определения термина «профессиональная компетентность», однако выработано единое смысловое поле складывающейся концепции компетентности, включающей в себя общее понимание того, что компетентность: Коньяк франция Марки на www.cognac-whisky.ru.

- относится к личности обучающегося;

- не сводится к знаниям, умениям и навыкам, хотя и проявляется в них,

- может развиваться и диагностироваться в специальным образом организованной учебной деятельности обучающихся, имитирующей профессиональную

В своей работе я оперирую материалом, предложенным в работе Э.Ф. Зеера «Модернизация профессионального образования в ФРГ», т.к. практика показала, что опыт Германии на современном рынке труда оказался наиболее эффективным.

В 1987 году в ФРГ было принято новое положение о профессиональном образовании. Наиболее существенными нововведениями стали:

- пересмотр целей профессиональной подготовки, уточнения понятия «квалификация»;

- новая классификация профессий;

- изменение дидактико-методических концепций.

В новом положении о профессиональном образовании пересмотрено понятие «квалификации». Помимо знаний, умений и навыков по конкретной специальности сюда включаются также профессионально важные качества личности, необходимые для широкого круга профессий.

Квалификацию следует рассматривать как часть компетентности специалиста, которая означает интегральное качество личности, объединяющее специальные знания и умения, индивидуальные способности, отношение к труду и социальному окружению.

Основными компонентами профессиональной компетентности квалифицированного рабочего являются:

- специальная компетенция – подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных производственных заданий, умение оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения;

- социальная компетенция – способность к групповой деятельности и сотрудничеству с другими работниками, готовность к принятию на себя ответственности за результаты своего труда, окружающую среду и другие истинные ценности;

- индивидуальная компетенция – готовность к постоянному повышению квалификации, способность к самомотивированию, рефлексии, саморазвитию личности в профессиональном труде.

Наряду с термином «компетенция» в профессиональной педагогике Германии широко используется понятие «ключевая квалификация».

Его теоретическое обоснование сделано Д.Мартенсом на основе анализа взаимосвязи и взаимообусловленности социально – экономических и технико – экономических процессов производства и характера профессионального образования в современном обществе.

Понятие компетентность согласно концепции Дж.Равена включает в себя более сорока характеристик и способностей человека, которые помогают ему достигать личностно значимых целей.

Например:

- вовлечение эмоций в процесс деятельности;

- готовность и способность обучаться самостоятельно;

Умение работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство;

-способность использовать инновации для достижения целей;

- способность разрешать конфликты и смягчать разногласия и многие другие.

Ключевые компетенции – информационная, социально – коммуникативная, компетенция в решении проблем – могут формироваться средствами релевантных педагогических технологий.

Ключевые компетенции – способность к эффективному поведению на рынке труда, предпринимательская компетенция, способность к непрерывному росту и непрерывному самообразованию – требуют усвоения дополнительной информации для того, чтобы на её базе можно было отрабатывать соответствующие способы деятельности, составляющие суть компетенции.

Однако выделение содержания рассматриваемых компетенций в формат специальных курсов вне соответствующих педагогических технологий является необходимым,но недостаточным условием их эффективного развития.

В 1996 году Совет Европы назвал несколько групп компетенций, которыми должен владеть современный человек для оптимальных межкультурных, социальных, общественно – политических и межличностных коммуникаций:

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Межличностные и групповые конфликты
Во взаимодействии людей нередко приходится наблюдать ситуации, когда сталкиваются разные интересы, мнения, позиции. Вследствие этого возникает конфликтная ситуация, как правило, перерастающая в конфликт. Конфликты как предмет исследования ...

Причины, критерии и виды девиантного поведения
В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждой из них. 1. Основная предпосылка всех теорий физичес ...

Мышление и речь. Проблема формирования понятий
Чел М, в каких бы формах не осуществлялось, невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с Р. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражена и словах. И взросл ...