Общение

Страница 2

Все эти средства, отражая эмоциональные состояния и намерения участников общения, с одной стороны, играют в нем вспомогательную роль, в дополнение к звуковой речи. А с другой - имеют самостоятельное значение, выполняя функцию передачи смысловой информации, например, в жестовой речи глухонемых людей.

Интерактивная сторона общения непосредственно связана с организацией совместной деятельности людей и представляет собой процесс их межличностного взаимодействия в совокупности различных связей и взаимовлияний.

Общение всегда предполагает, что конечный его результат должен включать изменение поведения и деятельности вступивших в психологический контакт партнеров. Будучи по своей сущности временным процессом, общение как взаимодействие людей развертывается в системе их последовательных реакций на действия друг друга, то есть образцы поведения одного человека обязательно оказывают влияние на поступки другого. При этом важную роль играют механизмы социального контроля, основанного на системе норм поведения, принятых в обществе и регламентирующих взаимоотношения между людьми, организацию их деятельности и общения. Диапазон социальных норм довольно широк и включает как юридически санкционированные требования к гражданским обязанностям (трудовой дисциплине, воинскому долгу), к общественно эталонным нравственным образцам поведения в быту (отношения в семье, в браке), отраженным в кодексе законов, так и "неписанные правила" этики (вежливость, честь, добропорядочность, верность слову). Ориентируясь на одобряемые обществом нормы, человек соотносит с ними свое поведение, отбирая нужные образцы, и тем самым регулирует свои отношения с другими людьми, что способствует успешности межличностного взаимодействия.

Вместе с тем общение не всегда и не при всех обстоятельствах протекает гладко, в некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм в позициях партнеров, то есть наличие взаимоисключающих ценностей, целей, ориентаций. Если это оборачивается их взаимной враждебностью, то возникает межличностный конфликт. Причинами конфликтов могут служить различные препятствия - барьеры: физические, социально-ролевые, информационно-познавательные, идеологические, социально-психологические и т.д. Среди них особо важное значение имеет смысловой барьер - несовпадение мыслей со значением слов. В зависимости от возраста, жизненного опыта, интересов, потребностей и других свойств и качеств человека одно и то же слово, ситуация, поступок могут иметь различный смысл для разных людей. Поэтому важную роль во взаимодействии людей играет умение поставить себя на место того, с кем общаться, то есть понимание стратегии и тактики поведения партнера по ситуации.

Важной составной частью интерактивной стороны общения является психологическое воздействие одной личности на другую, ведущее к пере стройке психики людей (их взглядов, оценочных суждений, состояний и т.д.). Происходящие при этом изменения в их поведении и деятельности мо-гут различаться широтой охвата и степенью стойкости, быть временными, преходящими или длительными.

Перцептивная сторона общения отражает процесс восприятия одним человеком другого: его внешних признаков, личностных характеристик, образцов поведения. В ходе восприятия - перцепции (от латинского perceptio) осуществляется познание людьми друг друга и на основе сопоставления себя с другим - самопознание. Иными словами, один человек осознает себя через другого человека, что происходит благодаря механизмам идентификации, рефлексии, стереотипизации и обратной связи.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Вестибулярная система
Ведущая роль в пространственной ориентировке человека. Она получает, передает и анализирует информацию об ускорениях или замедлениях, возникающих в процессе прямолинейного или вращательного движения, а также при изменении положения головы ...

Техника вовлечения в общение.
2.1 Прием накопления согласий (выбор нейтрального материала избегание противоречий в начале общения, преимущественное внимание к объектам согласия). Выбор нейтрального материала в начале общения позволяет человеку успокоиться, привыкнут ...

Истерический невроз
Детям страдающим предневрозом характерно игнорирование понятий «надо» и «нельзя», «стыдно». Дети с этим предневрозом несамостоятельны и напоминают короля, который и раздеться не способен без слуг. Зато притя­зания их чрезмерно высоки. Ма ...