Педагогика – это наука о воспитании и обучении. Основной задачей педагогики является изучение педагогического процесса, того, как развивается человек в условиях организованного процесса обучения и воспитания. Современная педагогическая наука включает три раздела: обучение (дидактика), воспитание, школоведение.
Понятие педагогика имеет два смысла:
Педагогика – это специфическая деятельность людей, связанная с обучением и с воспитанием;
Педагогика – это наука, которая исследует эту деятельность, выясняет закономерности педагогического процесса и вырабатывает соответствующие рекомендации, касающиеся цели содержания и организации учебно-воспитательного процесса.
Задачи педагогики:
Изучает сущность и закономерности развития и формирования личности средствами обучения и воспитания.
Выявляет содержание обучения, воспитания и профессиональной подготовки применительно к потребностям развития общества.
Обосновывает принципы, формы и методы учебно-воспитательного процесса.
Определяет оптимальное управление образовательной системы.
Обосновывает систему требований к деятельности личностей педагогов.
Предметом педагогики являются закономерности формирования личности на различных этапах жизнедеятельности, а также реальная педагогическая практика её развития. В зависимости от конкретных этапов жизни человека, его формирования как личности возникли различные отрасли педагогической науки: общая педагогика, дошкольная педагогика, школьная педагогика, педагогика высшей школы, профессиональная педагогика и т.д. В процессе современного исследования жизнедеятельности человека появились новые отрасли педагогической науки: семейная педагогика, социальная педагогика, акмеология и т.д.
Комплекс методов педагогического исследования состоит из трёх блоков и соответствующих им методик:
Первый блок – это методы, которые используются для изучения когнитивных (познавательных) процессов с одной стороны и личности - с другой. Данные методы адаптированы к исследуемому возрасту и направлены на изучение важнейших психических функций, таких, как восприятие, внимание, память, мышление, речь и воображение.
Второй блок – это методы, которые используются для изучения индивидуальных и возрастных различий.
Третий блок – это методы, посредством которых исследуются все межличностные отношения в различных группах, а также взаимоотношения между людьми в обществе. Это адаптированные наблюдения, опрос, интервью, социометрические методы и социально психологический эксперимент.
В педагогике различают основные и вспомогательные методы. К основным относят метод наблюдения и метод эксперимента, к вспомогательным — все остальные методы, такие, как метод экспертных оценок, анализ продуктов деятельности, методы опроса (беседа, анкетирование, интервью), метод самонаблюдения, метод тестов и т.д.
Наблюдение – научный метод исследования. Суть метода заключается в переходе от описания факта к объяснению его внутренней сущности. Необходимые условия: четкий план наблюдения, фиксация результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, и проверка правильности наблюдения – самонаблюдение, непосредственно либо отсроченное.
Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Эксперимент подразделяют на научный – он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводиться эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать, и естественный, который протекает в обычных условиях труда, учёбы и т.п. и человек не знает, что над ним экспериментируют.
Статьи по теме:
Психологические особенности младших школьников
Младший школьный возраст (с 6-7 до 10-11 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу.
Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него ...
Динамика развития алкоголизма
Рост потребления алкоголя в годы, предшествовавшие выходу известных постановлений, совпадает с увеличением числа разводов. В течение двух десятилетий один равод приходился на 30 браков, а с начала 90-х годов один развод – на 3 брака. При ...
Средства коммуникации и их роль в передаче информации
Средства коммуникации играют огромную роль в процессе передачи информации. От правильного выбора средства передачи информации будет зависеть процесс получения данного сообщения тем, кому оно предназначено, его правильная трактовка и воспр ...

Актуально о психологии