Психология профессионального межличностного общения

Материалы » Основные задачи психологии и педагогики » Психология профессионального межличностного общения

Страница 1

Общение – многообразный процесс взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

С коммуникативной стороны, общение – это обмен информацией. В процессе общения информация не только передается, но и формируется, уточняется и развивается. Коммуникация – это не простое движение информации, а взаимное информирование субъектов в процессе налаживания их совместной деятельности (анализ мотивов, целей, установок партнёра). Обмен информацией предполагает психологическое влияние на партнёра, его поведение. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией, возможно лишь тогда, когда участники общения обладают единой системой кодирования (одним языком).

С интерактивной стороны общение – это организация взаимодействия между общающимися людьми. Цели общения между людьми отражают потребности совместной деятельности. Выделяют несколько типов взаимодействий:

кооперация и конкуренция;

согласие и конфликт;

приспособление и оппозиция.

Первые понятия в этих парах означают готовность партнёров налаживать эффективную совместную деятельность, понимать друг друга, а вторые понятия показывают обратный процесс. Общение как взаимодействие можно рассматривать с позиции ориентации на контроль (предполагает стремление контролировать и управлять ситуацией, поведением другого, которая обычно сочетается с желанием доминировать во взаимодействии) и ориентации на понимание (включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других; связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлением о равенстве партнёров и необходимости достижения взаимной выгоды в общении).

Коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определённым образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других.

Коллектив характеризуется следующими основными чертами:

устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности его существования в пространстве и во времени;

отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих коллективу;

относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок, позиций членов коллектива;

структурированностью — определенной степенью четкости и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей, ответственности между членами коллектива;

организованностью, то есть упорядоченностью, подчиненностью коллектива определенному порядку ведения совместной коллективной жизнедеятельности;

открытостью — то есть готовностью к принятию новых членов.

Социальная коллективность заключается в том, что, объединяя людей общими социальными и производственными интересами, она ставит высшей своей целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности. Это утверждение равно относится и к трудовому коллективу. Специалист, придя в трудовой коллектив, раскрывается как профессионал и как личность. В результате развития своих членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособным, человечным в общественном своем качестве является и коллектив в целом. Суть социального коллективизма не сводится к совместной деятельности для достижения общей цели. И даже не сводится к умению жить сообща, вместе решая все вопросы. Состояние и зрелость социальной коллективности определяется тем, насколько социальное, общественное прониклось личным, индивидуальным интересом.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Физиологический анализ «бессознательного» в психике человека.
Физиологические эксперименты показывают, что зрительный словесный раздражитель, который не осознается человеком, вызывает электрический ответ в коре больших полушарий, причем имеется четкое отличие в величинах вызванного потенциала на «не ...

Этапы психологического исследования
Как уже упоминалось, психологическое исследование предполагает: 1) формулировку проблемы; 2) выдвижение гипотезы; 3) осуществление проверки гипотезы; 4) интерпретацию результатов проверки. Как правило, о методах психологии говорят пр ...

Цель и задачи исследования
Целью исследования является модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения психологического исследования. Ориентация на поставленную в программе цель служит необходимым ...