Метод непосредственного наблюдения.

Материалы » Основные методы психологии труда » Метод непосредственного наблюдения.

Страница 2

Если фотография рабочего дня и хронометраж ведутся с помощью секундомера, то необходимо заранее заготовить форму протокола, в котором фиксируются результаты измерений за определенный промежуток времени. Для фотографии рабочего дня форма протокола должна содержать 6 основных граф.

Текущее время

Основная работа

Вспомогательная работа

Перерывы

Вынужденные паузы

Примечание

1

2

3

4

5

6

Результаты фотографии рабочего дня фиксируются затем ввиде ленточных диаграмм или графиков, что дает более отчетливое представление о чередовании работы и неработы в течение 8-часовой деятельности рабочего и об удельном весе основной и вспомогательной работы. Количество граф в протоколе для хронометража зависит от характера профессиональной деятельности.

Анализ продуктов трудовой деятельности (на схеме 1в) является в ряде исследований существенным дополнительным методом к методу непосредственного наблюдения. Во-первых, анализ бракованной продукции позволяет выявлять некоторые требования профессий к психике работающего человека. Так, например, С. Я. Рубинштейн[1] на основании тщательного анализа массового брака в работе перфористок (было проанализировано свыше 80 тысяч бракованных перфокарт) показала, что брак обусловлен сенсорным компонентом деятельности (путает глаз), а не моторным (путает рука), как это считалось раньше. В результате была разработана новая методика профессионального обучения перфористок. Во-вторых, анализ продуктов труда у лиц разной квалификации дает возможность выявлять своеобразие хода формирования некоторых навыков. В-третьих, изучение изменений качества продукции в течение рабочего дня позволяет более полно анализировать динамику работоспособности, т. е. получать данные о влиянии длительной работы на те или иные психологические компоненты профессиональной деятельности.

Близким к методу анализа продуктов деятельности является метод изучения ошибочных действий («сбоев» в ходе работы), несчастных случаев и аварий (на схеме 1г). Анализ этих материалов позволяет более полно вскрывать психологическую сущность профессий, требующих повышенной точности работы, и специфику так называемых «опасных профессий». На основании массового изучения аварийных ситуаций могут быть разработаны предложения по рационализации оборудования и приемов работы, составлены программы специальных тренировочных упражнений для формирования сложных навыков. Анализ несчастных случаев позволяет выявлять роль «личного фактора» о промышленном травматизме и авариях.

Алгоритмический способ описания профессиональной деятельности (на схеме 1б) является вспомогательным средством метода наблюдения, применяемого для психологического анализа профессий. Этот способ был заимствован психологами у кибернетиков с середины 50-х годов нашего века. Многие кибернетики, математики, специалисты в области электроники, которые в эти годы стали заниматься некоторыми психологическими проблемами, в первую очередь в области инженерной психологии, широко его рекламировали. Это было время своеобразного, к счастью кратковременного, кибернетического «бума» в психологии. Вместе с тем этот способ может быть полезен как вспомогательное средство четкой и быстрой объективной символической фиксации последовательности трудовых актов, там, где эту последовательность можно строго формализовать. Алгоритмический способ описания процессов управления широко представлен в специальной литературе. В психологии этот способ регистрации чаще всего применяется так, как он описан А. А. Ляпуновым.[2] Ляпунов считает, что алгоритмическое описание, возможно, использовать для анализа любых систем управления, в том числе и для биологических. Согласно этому способу наряду с фиксацией последовательности трудовых актов символически регистрируются те условия, выполнение или невыполнение которых обусловливает осуществление тех или иных актов. В кибернетике символическое изображение совокупности актов и проверяемых условий, расположенных в определенной последовательности, носит название логической схемы, или алгоритма. Отдельные акты называются в кибернетике элементарными операторами, они отражают последовательное выполнение трудовых операций, при наличии необходимых проверяемых условий, которые называются логическими. Как операторы, так и логические условия являются членами логической схемы, характеризующей протекание конкретной профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Основные методы исследования готовности детей к школьному обучению
Определение понятия «готовность ребенка к школе» Поступление ребенка в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Ведь с поступлением в школу наступает совершенно новый этап жизни ребенка. И ...

Психология функциональных состояний
Комплексный подход ФС представляет собой результат динамического взаимодействия организма с внешней средой и отражает состояние "организованного" целого. По этой логике, под функциональным состоянием понимается интегральный комп ...

Проблема периодизации психического развития
Возраст – категория в Y, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического ...