Свойства внимания

Страница 1

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. Основные свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределямость, устойчивость, колебание, переключаемость.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно.

Объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти человека, но и от профессиональных навыков, жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам, у ребенка не более 2-3.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах).

Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный фокус всей психологической активности человека.

Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание.

Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясностъ в представления человека о том или ином предме е, его назначении, конструкции, форме.

Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями.

Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.

Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес.

Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости - это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя.

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности.

Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Даже частые колебания внимания в короткие промежутки времени (1-5 сек) не сказываются заметным образом на его устойчивости при условии интересной и напряженной работы. Однако через 15-20 мин колебания внимания могут привести кнепроизвольному отвлечению от объекта.

Переключение внимания состоите перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой.

Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания происходит при участии волевых усилий человека.

Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, безособого напряжения и волевых усилий.

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ПАМЯТИ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАМЯТИ

Все, что происходите нашей психике, в каком-то смысле в ней и остается. Иногда - навсегда. Остается как «след» прошедшего, образ. Повторно воспринимаемое и переживаемое осознается именно как повторение «известного». Память - это прежде всего накопление, за крепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, то есть всего, что с ним произошло. Память - это способ существования психики во времени, удержание прошлого. Существует три главных процесса, синтез которых образует память как целостное функциональное образование психики. Первый - запоминание (анализ и идентификация различных характеристик поступающей информации, ее кодирование). Второй- хранение (организация и удержание информации). Забывание - исчезновение из памяти. Эти два процесса, противоположные по характеру, представляютразные характеристики одного процесса. Забывание весьма целесообразный и необходимый процесс и не всегда должен оцениваться отрицательно. Забывание дает возможность мозгу избавляться от избыточной информации. Но человек часто забывает то, что ему нужно и важно помнить. Сохранение-это борьба с забыванием нужного, полезного. Третий – воспроизведение, непроизвольное или произвольное (процесс появления в сознании ранее воспринятых мыслей, в основе лежит оживление следов, возникновение в них возбуждений). Это основная функция памяти, дает человеку возможность использовать данные своего опыта. Формы воспроизведения: узнавание (возникает при повторном восприятии объекта) воспоминание (осуществляется при отсутствии восприятия объекта); припоминание - наиболее активная форма.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Наблюдение в изучении межличностного общения
Наблюдение представляет собой метод сбора фактического материала с обязательным фиксированием актов поведения, их количественным и качественным анализом и интерпретацией данных. Фиксирование может осуществляться в специально заготовленны ...

Модель «невмешательства в жизнь ребенка»
· Характерные черты: Цель обучения взрослого с детьми может быть выражена словами: «Я хочу, чтобы меня оставили в покое»; Способы общения: реагирование на происходящее уходом, холодное наблюдение, разраженное неприятие. Тактика общени ...

Классификация репрезентативных систем по структуре мышления.
Любая работа с информацией проходит ряд обязательных стадий: введение, обработка и оценка. В этой связи в НЛП выделяют три информационные системы активности человеческого мозга: ведущую (ввод информации), предпочитаемую (представление инф ...