Понятие о мышлении и классификация явлений мышления

Материалы » Основные понятия психологии » Понятие о мышлении и классификация явлений мышления

Страница 1

Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно - во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей.

Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человекдеятельностно осваиваетмир, рационально организуетсвое взаимодействие с ним. Оно существляет мыслительную деятельность – обобщенную ориентацию в мире.

Мышление - психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях.

Мышление - продуктивно. Оно представляет собой способность ориентироваться в новых для нас данных, способность понимать их. В элементарной форме понимание проявляется уже при узнавании объектов, отнесении их к определенной категории. Понять что-либо – значит, включить новое в систему имеющихся связей.

Мышление - это, прежде всего осознание и понимание не конкретных, а общих свойств и закономерностей, которые прямо, непосредственно («наглядно») человеку в его опыте не даны. Их надо осмыслить, как бы вывести или вычленить. Следовательно мышление - это психологический процесс с открытием (возможно— субъективно, то есть для мыслящего) нового знания, решение проблем на основе переработки полученной информации.

Мышление тесно связано с речью. Мысль формулируется с помощью ее речевого формулирования. Речь подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя речь лишена фонации (звукопроизнесения): в ней используются специфические коды. Первоначально мысль зарождается в форме опорных речевых элементов.

Сформулировать мысль – значит объективизировать ее, облечь в обобщенные языковые значения. Отношение речи к мышлению - отношение формы к содержанию. Построение речи определяется законами грамматики, процесс мышления - законами всеобщих взаимосвязей.

Классификация явлений мышления:

Мыслительная деятельность - система мыслительных действий, операций, направленных на решение определенной задачи.

Мыслительные операции сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация и конкретизация.

Формы мышления: суждение, умозаключение, понятие.

Виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-абстрактное.

По содеожанию: практическая, научная и художественная мыслительная деятельность.

По операционной структуре: алгоритмическое, осуществляемое по заранее известным правилам, и эвристическое, творческое решение нестандартных задач.

Все мыслительные акты совершаются на основе взаимодействия анализа и синтеза.

Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения. Наглядно-действенное, наглядно образное и словесно-логическое мышление - последовательные ступени интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать 1-2 года жизни, еще до овладения имактивной речью.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Организационные аспекты пснхокоррекцнонных технологий
Эффективность психокоррекционных воздействий в значительной степени зависит от: • формы проведения работы; • подбора и комплектации групп; • продолжительности и режима занятий. Традиционно выделяют две формы проведения занятий - индив ...

Психические процессы: их особенности у леворуких
Нередко считается, что отличие левшей от правшей заключается лишь в том, какой рукой они преимущественно действуют, хотя на самом деле эти различия неизмеримо глубже. Левшество свидетельствует о совершенно особой организации нервной систе ...

Исключение профессиональных злоупотреблений
К одной их форм профессионального злоупотребления следует отнести неосведомленность пациента о целях, сущности и смысле применяемой техники. Клиент должен быть досконально информирован о том, что и почему собирается делать с ним консульта ...