Свойства и виды эмоций

Материалы » Основные понятия психологии » Свойства и виды эмоций

Страница 1

Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности, влияния на деятельность.

В качественном своеобразии эмоций и чувств выражается отношение человека к явлению. Глубокие и неглубокие эмоции и чувства различаются в зависимости от значимости явления. В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства - стенические и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Астенические эмоции расслабляют человека, парализуют его силы. Ведущий эмоционально-регуляционный механизм - эмоция успеха - неуспеха. Эмоция успеха усиливает исходное побуждение к цели, эмоция неуспеха тормозит, а иногда и дезорганизует деятельность. Человек способен эмоционально предвосхищать свои возможные успехи и неуспехи. Это устраняет ненужные пробные действия. Человек обобщает опыт своих удач и неудач, радостей и огорчений. Он всегда способен с определенной мерой достоверности определить, "стоит ли игра свеч". В экстремальных ситуациях эмоция успеха-неуспеха трансформируется в аффект восторга, страха или гнева.

По содержательному своеобразию эмоции подразделяются на следующие виды: 1) эмоциональный тон ощущения; 2) эмоциональный отклик; 3) настроение; 4) конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация; 5) высшие эмоции - чувства.

Эмоциональный тон ощущения - это наше отношение к качеству ощущения (приятное, нейтральное или неприятное), психическое отражение потребностных свойств объекта. К отдельным раздражителям возникает даже болезненное органическое отвращение — идиосинкразия. Эмоциональное отношение к жизненно важным воздействиям передается по наследству.

Эмоциональный отклик - эмоциональная оперативная реакция на текущие изменения в предметной среде. Определяется эмоциональной возбудимостью человека, его эмоциональнымтонусом. Один из видов-синтония - сопереживание эмоционального состояния других людей. Зависит отусловий воспитания.

Настроение - сравнительно устойчивое переживание каких-либо эмоций. Оно вызывается влияниями, которые затрагивают личностные стороны индивида, отношениями между людьми, самочувствием и тд. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается. Настроение может быть положительнымили отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.

Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоции или чувства называется воодушевлением, наиболее низкий - апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями - состояние расстроенности.

Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенных воздействиях выражается в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей - толерантность.

Стресс - вызванное сверхсильным воздействием нервно-психическое перенапряжение, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс - тотальная мобилизация сил на поиск выхода из очень трудного, опасного положения.

Понятие стресса введено канадским ученым Г.Селье (1907—1982).Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую или психическую травму. В развитии стрессового состояния он выделил три этапа: 1) тревога; 2) сопротивление; 3) истощение.

Реакция тревоги состоит из фазы шока (депрессия центральной нервной системы) и фазы противошока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции.

Стадия сопротивления (резистентности) характеризуется возникновением устойчивости к действию стрессоров. При их длительном воздействии силы организма иссякают, и наступает стадия истощения, зарождаются патологические дистрофические процессы (приводящие иногда к гибели организма).

Различается стресс физиологический и психологический. Психологический стресс делится на информационный (информационные перегрузки) и эмоциональный с тремя разновидностями реакций (импульсивной, тормозной и диффузной). Стресс может быть мобилизующим и демобилизующим (дист-ресс).

Впреодолении стресса проявляются два поведенческих типа личности-интерналы (рассчитывающие только на себя), и экстерналы (на помощь других людей).

Аффект - внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания и крайней активизации импульсивных реакций.

При состоянии аффекта значительно нарушается сознательная регуляция действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные, подсознательные действия.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Механизм развития неврозов у детей
Невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые призн ...

Бессознательное
Понятие психики значительно шире понятия сознания. Существует целый ряд явлений, не представленных на сознательном уровне. Это те психические явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают не меньшее воздействие на поведение, ...

Типы неполных семей
Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть дополнительная категория – так называемые функциональные неполные семьи. В этой группе двое родителей, но професс ...