Периодизация развития личности

Материалы » Основные понятия психологии » Периодизация развития личности

Страница 2

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), и на психические состояния и познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы.

Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет и иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности. Она проявляется не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедеятельности человека.

Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.

Особенности направленности личности.

1. Социальная значимость отношений личности уровень их общественной ценности - нравственность ее повседневного поведения.

2. Разнообразие потребностей личности, широта ее интересов и определенность центральных стержневых интересов - целеустремленность личности.

3. Степень устойчивости отношений — последовательность и принципиальность личности, или цельность личности.

Среди ценностей имеются ценности базовые, фундаментальные для данный группы людей, есть и сверхценности. Свобода личности, свобода народа, жизнь близких людей, честь и достоинство - сверхценностей, которые для очень многих людей значат больше, чем собственная жизнь.

Но люди иногда недооценивают объективно значимые ценности или, наоборот, придают повышенную значимость ценностям конъюнктурным, престижным, модным. Существуют и мнимые сверхценности. При крушении сверхценности, например любви или престижа, легко возникает то, что в психиатрии зовется "депрессивной заслонкой", теряется ощущение смысла жизни".

Благодаря своей направленности люди способны преодолевать препятствия, проявлять усилия и идти своим курсом. Но этот курс всегда лежит в пределах определенных социальных отношений, социальных ценностей.

Итак, поведение личности определяется ее направленностью. Направленность личности определяет всю систему ее побуждений, систему ее стратегических и тактических целей.

Деятельность личности направляется этими целями. Но если цель - основание деятельности, то основание самой цели лежит вне деятельности - в системе человеческих потребностей.

Предпосылкой того или иного поступка, источником деятельности человека является потребность. Люди осуществляют различные виды деятельности, не придумывая их, а нуждаясь в их результатах.

Условия, необходимые для жизни и развития человека, делятся на три группы: а) условия для жизни и развития человека как естественного организма (естественные или органические потребности); б) условия для жизни и развития человека как индивидуума (условия для общения, познания, труда); в) условия для жизни и развития данного человека как личности, для удовлетворения его индивидуализированных потребностей.

Потребность - это испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для биологического существа, индивида и личности.

Наиболее значимые, базовые потребности определяют направленность всей психики человека - его чувств, мышления, воли и сенсорных систем.

Различаются потребности потенциальные (неактуализированные) и актуализированные - текущее психическое состояние напряженности, дискомфортное, вызванное рассогласованием внутренних и внешних условий жизнедеятельности данного индивида. Это является основным фактором человеческой активности.

Потребности можно разделить по основным видам человеческой активности:

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Общие и специальные методы исследования конфликта
Среди общих методов исследования конфликта можно назвать такие, как: системный и историко-генетический подход, методы социальной психологии, социологии, психологии, психоанализа. Среди специальных методов применяются такие, как: конфликто ...

Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте
Юность — период в развитии, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым ...

Арттерапия при коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Прежде всего рисование и изображение связано с радостью, именно по этой причине Шоттенлоэр Г. рекомендует использовать метод арттерапии при психокоррекционной работы с детьми, имеющими душевные раны, неразрешенные внутренние конфликты, тр ...