Межличностные и групповые конфликты

Материалы » Основы возникновения конфликта » Межличностные и групповые конфликты

Страница 1

Во взаимодействии людей нередко приходится наблюдать ситуации, когда сталкиваются разные интересы, мнения, позиции. Вследствие этого возникает конфликтная ситуация, как правило, перерастающая в конфликт. Конфликты как предмет исследования привлекают не только психологов, но философов, социологов, юристов. Таким образом, можно говорить о конфликте как о междисциплинарном феномене, что находит свое отражение и в существующем множестве определений этого термина.

В психологии также не существует полного единодушия по поводу определения понятия «конфликт». В бихевиоризме конфликт понимается как состояние наличия альтернатив реагирования, по мнению приверженцев когнитивной психологии, конфликт — это столкновение феноменов сознания желаний, ценностей, идей, целей, а в психодинамической концепции конфликт рассматривается как одновременная актуализация нескольких мотивов, побуждающих человека к действию. Каждое из психологических направлений делает акцент на одну из составляющих конфликта: действие, образ, мотив. Ряд зарубежных психологов стремились создать общую теорию конфликта (Л. Козер, К. Боулдин, Т. Шеллинг и др.). Разработка проблемы конфликта в отечественной психологии связана с именами А.А. Ершова, В.М. Шаленко, Н.В. Гришиной, С.Н. Ериной, Л.А. Петровской, Ф.М. Бородкина, Н.М. Коряк и других. Возникает необходимость в определении этого процесса, которое объединяло бы большинство точек зрения. Поэтому одним наиболее общих и простых является определение, где конфликт рассматривается как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений субъектов взаимодействия.

Типология конфликта. Анализируя литературу, посвященную проблеме конфликта, можно выделить типы конфликтного взаимодействия. А. Рапопорт отметил, что нельзя анализировать некий «усредненный» конфликт, и выделил типы конфликтов на основании формы их взаимодействия:

• Конфликты - «схватки». Противников разделяют непримиримые противоречия, и рассчитывать можно только на победу.

• Конфликты - «дебаты». Здесь возможен спор, маневры, но в принципе обе стороны могут рассчитывать на компромисс.

• Конфликты - «игры». Обе стороны действуют в одних и тех же правилах, поэтому они никогда не завершаются и не могут разрешиться разрушением всей системы отношений.

Создание теории игр направлено на выяснение формальных моделей принятия оптимальных решений в ситуации, строго регламентированного матрицей выигрышей и проигрышей конкурентного взаимодействия. Существуют игры со строгим соперничеством и с нестрогим соперничеством. Наиболее распространенной является игра «дилемма узника», заключающаяся в выборе между индивидуальными интересами и благополучием общества.

Наиболее часто употребляемыми критериями для выделения видов конфликта являются «вид структурных отношений» и «тип участника». М. Дойч выделил по этим двум критериям такие виды конфликта, как внутриличностный — межличностный, внутригрупповой — межгрупповой, внутринациональный — международный. Для анализа социального конфликта в 1979 году В.А. Сосниным была создана концептуальная схема, раскрывающая его многоуровневый характер. Автор выделил 4 уровня анализа социального конфликта: социально-философский, социологический, социально-психологический, индивидуально-психологический. Каждый уровень предполагает специфическую причину, цель конфликта, а также форму взаимодействия (от эволюционно-революционного скачка на социально-философском уровне до компромисса и конфронтации на индивидуально-психологическом уровне) и последствия. В конфликтной ситуации важным является представление о ней у субъектов общения. Могут быть конфликты, которые не имеют существенного основания, т.е. реальных противоречий, но субъекты полагают, что они есть. Такой конфликт рассматривается как ложный, в отличие от подлинного.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Интеллект
Совокупность всех критериев оценки мыслительного процесса порождает такое понятие как интеллект. Рассмотрим некоторые определения интеллекта. 1) Интеллект – общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой ...

Проявление шизоидногохарактера
Характерными чертами шизоидов являются дисгармоничность, парадоксальность как их внешнего облика и поведения, так и проявлений эмоциональной жизни и психической деятельности в целом. Моторика шизоидов отличается неестественностью, недоста ...

Психопатия
Психопатия - врожденная или развившаяся в ранние годы аномалия личности, аномальность высшей нервной деятельности, психическая неполноценность личности. Психопатия возникает на основе взаимодействия врожденной неполноценности с остро нег ...