Межличностные и групповые конфликты

Материалы » Основы возникновения конфликта » Межличностные и групповые конфликты

Страница 2

Л. Козер выделил два типа конфликтов:

• Реалистические — столкновения между людьми по поводу требований или ожиданий. Конфликт как средство достижения цели. Это средство может быть оставлено, если найдется другое, более эффективное.

• Нереалистические — возникают из агрессивных импульсов, ищущих выражения вне зависимости от объекта. Они не направлены на достижение конкретного результата.

Характер любого разногласия в большой степени определятся внешней средой, в которой возникает конфликт. Ее характеристики еще недостаточно изучены психологической наукой, поэтому укажем наиболее значимые из них:

1. Пространственно-временные характеристики. Сюда можно отнести место осуществления противоречия и время, в течение которого оно должно быть разрешено.

2. Социально-психологические характеристики. Такие, как климат в конфликтующей группе, тип и уровень общения, степень конфронтации и состояние участников конфликта.

3. Социальные характеристики. Это, прежде всего, вовлеченность в противоречие интересов разных социальных групп: половых, семейных, профессиональных, этнических, национальных.

Говоря о конфликтном взаимодействии, А.А. Ершов отмечает, что сам конфликт всегда осознан, но не всегда осознаны и ясны его мотивы для субъекта взаимодействия. Автор выделяет 4 уровня конфликта:

• Нервно-психический уровень. Психические явления человека как индивида, сюда относятся различные виды фрустраций.

• Внутриличностный уровень. Социально-психологические явления, присущие человеку как личности или индивидуальности, толкователю и исполнителю определенного комплекса ролей в момент их столкновения друг с другом. Начальной точкой конфликта на данном уровне может быть исключение, выбор или отсрочка одного из двух — положительного или отрицательного — мотивов, целей, способов деятельности и соответствующих им ролей. Конечной точкой — крайняя стадия внутриличностного конфликта, приводящего к деперсонализации, разрушению целостной картины «Я» и «мира», раздвоению, распаду личности. Внутриличностный конфликт может реализовываться в затруднениях, возникающих при выборе конкурирующих целей, мотивов, позиций. На поведенческом уровне этот вид конфликта проявляется как неуверенность в себе, сомнении и переживании в правильности собственных действий, депрессии.

• Межличностный уровень. Конфликтная ситуация включает в себя определенное состояние микро- и макросреды, деятельности, коммуникации, распределения ролей и статусов, взаимодействия и взаимоотношения личностей и групп. Межличностные конфликты представляют собой столкновения взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга и несовместимы в данной ситуации, либо противодействуют или мешают друг другу. Такой конфликт сопровождается острыми эмоциональными переживаниями.

• Социальный уровень. Объективно обусловленное социальное противоречие интересов, реализуемое в поведении и соответствующих социально-психологических формах взаимоотношений конфликтующих групп, личностей как носителей социальных ролей.

Делая акцент на последствиях конфликтного взаимодействия, М. Дойч выделяет два вида конфликта:

• Деструктивный конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, становится независим от причины, его породившей, и приводит к переходу на «личности», чем и порождает стресс. Для подобного конфликта характерно специфическое развитие: расширение количества вовлеченных участников, увеличение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Программа интеграции
Цель верботонального метода – интеграция детей с нарушением слуха в массовую систему обучения и общество. Интеграция может осуществляться различными способами. Самый обычный способ – дошкольников, у которых сформировались нормальные речев ...

Взаимосвязь языка и репрезентативных систем.
Мы используем язык для передачи мыслей, поэтому неудивительно, что слова являются зеркалом, отражающим способ мышления. Рассмотрим один из тренингов, проводимых Джоном Гриндером и Ричардом Бендлером, подтверждающий вышеназванную закономе ...

Предмет и задачи детской психологии. Актуальные проблемы современной детской психологии
Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Особенно интенсивно человек развивается в начале жизненного пути — с рождения до 18 лет, пока стремительно взрослеющий ребено ...