Направленность личности как фактор профессионального самоопределения врача

Материалы » Направленность личности как фактор профессионального самоопределения врача

Страница 4

В процессе овладения профессией значительную перестройку претерпевает мотивационно-потребностная сфера личности. Особенности и направления ее развития определяются типом профессий, богатством их содержания, составом действий, сложностью задач, определяющих длительность обучения, уровень квалификации, представленность элементов творчества.

В профессии врача, с относительно богатым содержанием профессиональные мотивы изначально лежат внутри деятельности как таковой, и их динамика характеризуется расширением и обогащением мотивационно-потребностной сферы профессионалов. На начальном этапе деятельность мотивируется в первую очередь, интересом к процессу труда, стремлением приобрести квалификацию, стать специалистом высокого уровня. В ходе овладения профессией на первый план выдвигаются мотивы самоактуализации, раскрытия способностей и потенциальных возможностей в профессиональном труде.

В ходе профессионального становления изменяется роль и место индивидуально-психофизиологических, природных особенностей в структуре профпригодности. На ранних этапах овладения профессией индивидуальные особенности не имеют принципиального значения, поскольку требования к эффективности и качеству труда невелики. Однако в дальнейшем они ужесточаются и соответствовать им могут лишь те, кто в наибольшей степени использует свой природный потенциал.

Заключение

Уровень достижений в профессии с относительно богатым содержанием (врача) оказывает огромное формирующее влияние на личность. Он является одним из важнейших условий успешного профессионального самоопределения в данном типе профессий. Личностные особенности, профессиональное самосознание тех. кто успешно овладел профессией, и тех. кто столкнулся с непреодолимыми трудностями, существенно различаются. Для первых профессия становится "окном в мир", узелком, связывающим его с другими людьми, сообществом профессионалов и обществом в целом, способом самоутверждения и самореализации. Для последних - профессия лишь необходимое условие поддержания жизнедеятельности, условие выживания - деятельность, не приносящая радости и удовлетворения. Им свойственны неадекватная самооценка и низкий уровень притязаний в профессии. Профессионалы, достигшие социально-признанного успеха в своей деятельности, существенно отличаются по личностным особенностям от тех, кто столкнулся с непреодолимыми, по их убеждению, трудностями в овладении профессиональным мастерством. У последних часто проявляются различные формы психологической защиты - обесценивание профессии, выдвижение на первый план интересов, не связанных с профессиональной деятельностью, состояние фрустрации. Формирование личности как фактор профессионального самоопределению во многом зависит от уровня сложившихся в коллективе межличностных отношений и социальным статусом работника. Особенно ярко это выявляется в профессиях, где стратегия профессиональной деятельности, ее процесс и результаты прямо зависят от слаженных действий и взаимозаменяемости членов коллектива.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по теме:

Программа интеграции
Цель верботонального метода – интеграция детей с нарушением слуха в массовую систему обучения и общество. Интеграция может осуществляться различными способами. Самый обычный способ – дошкольников, у которых сформировались нормальные речев ...

Психологические особенности младших школьников
Младший школьный возраст (с 6-7 до 10-11 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него ...

О становлении отечественной психологии
После Октябрьского переворота в первые годы советской власти отечественная психология продолжала развиваться во взаимодействии с мировой психологической наукой. Поэтому при наличии специфических черт развитие отечественной психологии хара ...