Методы и методики типологизации личности в психологическом исследовании

Материалы » Основы психодиагностики » Методы и методики типологизации личности в психологическом исследовании

Страница 1

Следуя развитому способу описания типов личности, приведен метод определения типа личности. Он основан на последовательном применении 4-х дихотомий - то есть четырехкратном альтернативном последовательном разделении всех 16 типов на равные непересекающиеся классы.

Чтобы однозначно определить тип личности необходимо задать: 1) рациональность или иррациональность программной функции (или, что то же самое - творческой), 2) что описывает программная (или творческая) функция: процесс или состояние, 3) для рациональной компоненты определить, логика это или этика, и, наконец, 4) для иррациональной компоненты определить, интуиция это или сенсорика.

Используем следующие названия для типов:

Тип называется рациональным, если его программная функция рациональна (тогда творческая, соответственно - иррациональная).

Тип называется экстравертом, если его программная функция описывает состояние (тогда творческая функция, соответственно, - процесс).

Тип называется логическим, если он содержит логическую компоненту информаци безотносительно к тому, описывается ею процесс или состояние (этический тип, соответственно, содержит этическую компоненту информации).

Тип называется интуитивным, если о содержит интуитивную компоненту информаци безотносительно к тому, описывается ею процесс или состояние (сенсорный тип, соответственно, содержит сенсорную компоненту информации).

Определения как иррационального, так и интровертного типа - очевидны.

Кратко говоря: для того, чтобы определить тип личности человека, необходимо произвести соотнесение его к одному из двух полюсов таких дихотомий (противопоставлений или - альтернатив, то есть двух возможностей):

Рациональный - иррациональный.

Экстраверт - интроверт.

Логик - этик.

Сенсорик - интуит.

(Интересно, что дихотомии (противопоставления) “рациональный - иррациональной” в типологии Майерс-Бриггс не получено. В “соционике” же такая дихотомия угадана интуитивно, интуитивно же получены и некоторые (далеко не все!) маркеры типов (интересно, что на практике такой способ определения типа человека “социониками” практически не применяется!).)

Сразу отметим, что проводить такое соотнесение можно в любой, произвольной последовательности! В зависимости от типов как Вашего, так и определяемого Вами, некоторые из альтернатив будут Вами разрешены легко и быстро, а над некоторыми Вам придется потрудиться больше.

Методика должна учитывать не только специфику Вашего собственного типа, но также и специфику всей Вашей личности. Поэтому мы и описываем ниже самые разнообразные альтернативные различия между типами, стремясь охватить возможно больший материал, чтобы предоставить Вам наилучшие условия и наибольшие возможности. Но что именно Вы из этого материала выберете для себя - решать Вам. Отметим также, что, несмотря на все наши усилия, совокупность различий - “маркеров” типов - все же будет далеко не полной.

Объектом сравнения выступили 2 группы: одну составили женщины, занятые в различных видах профессиональной деятельности (работающие), вторую - неработающие женщины (домохозяйки).

А.Маслоу утверждал, что возможности для самоактуализации существуют в любом виде деятельности, даже в ведении домашнего хозяйства. Мы решили проверить данное утверждение на практике. В качестве гипотезы мы предположили, что группы будут различаться по уровню самоактуализации, причём в группе работающих женщин данный показатель будет выше.

Полученные результаты характеристик самоактуализации по опроснику САМОАЛ в общем виде представлены на рис.1.

Анализируя графики наглядно можно проследить тенденцию, где лидирующее место по всем показателям методики занимает группа работающих женщин. Достоверные различия выявились по следующим трём шкалам:

Шкала

Среднее группы работающих женщин

Среднее группы домохозяек

Значение t - критерия

ориентация во времени

8,06

5,2

2,944831

потребность в познании

7,5

5,2

1,96125

спонтанность

7,5

4,4

2,6667451

Таким образом, мы можем предположить, что сам факт занятости в профессиональной деятельности способствует развитию вышеперечисленных особенностей самоактуализации.

Что касается основной шкалы данной методики, которая определяет общий уровень самоактуализации, то здесь различие не вышло на уровень значимого, хотя средний показатель (t эмп.=1, 67055) оказался максимально приближенным к достоверному значению (tкрит.=1,70). Можно сделать предположение, что в случае увеличения числа выборки эта тенденция проявится более ярко и выйдет на уровень достоверных различий.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения
Общая характеристика. Общение это такой вид контактов, когда взаимодействующими сторонами являются живые существа (в широком смысле). Межличностное общение – это процесс, который осуществляется с помощью средств речевого и неречевого возд ...

Мышление как процесс постановки и решения творческих задач
Процесс мышления начинается с проблемной ситуации, которую необходимо решить, а следовательно, с постановки вопроса, который возникает каждый раз, когда нам что-либо непонятно. Поэтому первое необходимое условие протекания мыслительного п ...

Теоретические основы диагностики личности
В сущности, хорошая теория порождает гипотезы, которые легко проверить посредством эмпирического исследования. В результате эксперимента, нацеленного на проверку гипотезы, становится возможным определить, какие из теоретических утверждени ...