Культурно-историческая концепция психического развития. Понятие высших психических функций. Их строение и развитие

Материалы » Основы психологии » Культурно-историческая концепция психического развития. Понятие высших психических функций. Их строение и развитие

Страница 1

Концепция «Культурно-историческая теория психики человека» разработана в 20-30-е гг. Л.С. Выготским при участии его учеников А.И. Леонтьева и А. Р. Лурия.

Первостепенное значение имела ориентация на марксистскую философию. Согласно концепции, главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (т.е. совместной с взрослым и опосредствованной знаками) деятельности. В итоге прежняя структура психических функций как «натуральных» изменяется — опосредствуется интериоризованными знаками, психические функции становятся «культурными». Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознанность и произвольность. Тем самым интериоризация выступает и как социализация. В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и «сворачивается», с тем, чтобы вновь трансформироваться и «развернуться» в процессе экстериоризации, когда на основе психической функции строится «внешняя» социальная деятельность.

В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает языковой знак — слово. Здесь намечается возможность объяснения вербального и символического характера когнитивных (познавательных) процессов у человека.

В рассуждениях Выготского на эту тему можно выделить три крупные логические части:

1.Первая часть может быть озаглавлена «Человек и природа». Она относится к общефилософским предпосылкам теории. В этой части содержится два основных положения:

a)при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное и видоизменяла его, животное приспосабливалось к среде, и это обусловило биологическую эволюцию животного мира. С появлением же человека начался процесс противоположного смысла. Человек ознаменовал свое появление тем, что начал действовать на природу и видоизменять ее. То есть, человек оказался способен к овладению природой.

b)человеку удалось наложить на природу отпечаток своей воли благодаря использованию орудий.

2.вторая часть может быть озаглавлена «человек и его собственная психика». Она содержит тоже два положения:

а)способность к овладению природой не прошла бесследно для человека в одном очень важном отношении: он научился овладевать собственной психикой. Появились произвольные формы деятельности, или ВПФ. ВПФ – это сложные формы сознательной психич деят-ти, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психич деят-ти. ВПФ – это произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и т.д. По Выготскому психика чел – ф-ция живого организма, но и кач-но отличается от жив-го. От природы чел дано умение слышать, воспринимать и т.д. – это натуральные ф-ции, кот есть и у жив-го. Только у чел появляются особые ф-ции, кот имеют соц природу, формируются прижизненно, путем присвоения соц опыта и возникают при общении ребенка со взрослым –ВПФ. ВПФ появляются 2-ды, сперва интерпсихич (в совместной деят-ти со взрослым), затем интрапсихич (внутри самостоят). Существуют два вида психических функций: натуральные психические функции и высшие психические функции. Натуральные психические функции — это те функции, которые даны нам от природы (они есть и у животных). Высшие психические функции формируется прижизненно, они имеются только у человека. К ВПФ Выготский относил: произвольное внимание, произвольную память, логическое мышление.

Появление ВПФ связано с овладением человеком природы. По мнению Выготского, указанные изменения в психике человека выступают одновременно и как следствия его измененных отношений с природой, и как фактор, который обеспечивает эти изменения. Ведь если жизнедеятельность человека сводится не к приспособлению к природе, а к изменению ее, то его действия должны совершаться по какому-то плану, подчиняться каким-то целям. Так вот, ставя и реализуя внешние цели, человек с какого-то момента начинает ставить и осуществлять внутренние цели, т.е. научается управлять собой. Таким образом, первый процесс стимулирует второй. В то же время прогресс в самоорганизации помогает более эффективно решать внешние задачи. Поэтому овладение природой и овладение собственным поведением - параллельно идущие глубоко взаимосвязанные процессы.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Психодинамические теории личности
Исторические корни психодинамических теорий личности восходят к психоанализу Фрейда. Описывая топографию психики, Фрейд выделил три уровня – сознание, предсознание и бессознательное, причем бессознательное занимало наибольшее место и в ег ...

Интеллект
При изучении творческого мышления психологами была выделена относительно обособленная психическая функция – интеллект. Он тесно взаимосвязан со всеми познавательными функциями человека, однако для того, чтобы успешнее исследовать процесс ...

Изучении мотивации в отечественной психологии.
Эти представления имеют в своем развитии два качественно разнородных периода. Первый период — естественнонатуралистическая трактовка человека. Основное влияние на исследования детерминации поведения оказали работы И. М. Сеченова, И. П. П ...