Культурно-историческая концепция психического развития. Понятие высших психических функций. Их строение и развитие

Материалы » Основы психологии » Культурно-историческая концепция психического развития. Понятие высших психических функций. Их строение и развитие

Страница 2

Б) Подобно тому, как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий, но только орудий психологических. По Выготскому эти психологические орудия - знаки. Человек использует дополнительный стимул X, чтобы опосредовать запоминание. Х выступает как средство запоминания и средство воспроизведения, или как психологическое орудие, с помощью которого человек овладевает процессами собственной памяти. Причем человек сам вводит дополнительный стимул, который не имеет органической связи с ситуацией и потому представляет собой искусственное средство - знак; с помощью этого знака он овладевает своим поведением.

З.Третью часть концепции Выготского можно озаглавить «Генетические аспекты». Откуда берутся средства-знаки? Рассмотрим сначала культурно-историческое развитие человека, а потом онтогенез, развитие ребенка.

Как известно, труд создал человека, общение в процессе труда породило речь. Первые слова обеспечивали организацию совместных действий, это были слова-приказы. Потом человек стал обращать слова-приказы на себя. Таким образом, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс, по выражению Выготского, был интерпсихологическим, т.е. межличностным. Затем эти же отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. в интрапсихологические.

Превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические Выготский назвал процессом интериоризации. В ходе него происходит превращение внешних средств-знаков во внутренние.

В онтогенезе наблюдается принципиально то же самое. Выготский выделяет здесь следующие стадии интериоризации. Первая: взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то делать. Вторая: ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого. И третья: ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

Эгоцентрическая речь Выготский описывает феномен эгоцентрической речи как промежуточной между обращением к другому и обращением к себе. По наблюдению Выготского такая речь возникает у ребенка особенно часто при затруднениях, т.е. в моменты, когда повышаются требования к организации его собственных действий. Ребенок озвучивает программу своих действий. Так формируется мышление.

Всякая ВПФ появляется в своем развитии на сцене дважды: сначала как функция интерпсихическая, а потом как интрапсихическая. Это происходит в процессе интериоризации. «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая»

Резюмируем основные положения теории развития ВПФ Выготского.

Принципиальное отличие человека от животных состоит в том, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику: он научился овладевать собственными психическими функциями. Для этого он так же использует орудия, но орудия особые, психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение. Наиболее типичной и универсальной системой знаков является речь.

Первоначально — в фило- и онтогенезе - психологические орудия выступают во внешней материальной форме и используются в общении как средства воздействия на другого человека. Со временем человек начинает обращать их на себя, свою собственную психику. Интериндивидуальные отношения превращаются в интраиндивидуальные акты самоуправления. При этом психологические орудия из внешней формы переходят во внутреннюю, т.е. становятся умственными средствами.

Таким образом, ВПФ отличаются от низших по своим свойствам, строению, происхождению. ВПФ произвольны по способу управления, социальны по происхождению, опосредованы по строению, динамичны, системны, осознанны. У жив-го психич ф-ция натуральна, у чел – ВПФ соц-на (формируется при общении ребенка со взрослым), произвольна (сознательно регулируется, я могу поставить цель и ее выполнить), опосредована (т.е., чтобы ею управлять, нужно средство, сперва внешн, затем внутр – процесс интериоризации), системна (напр, при произвольном запоминании включается процесс мышления, воображения).

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Управляющая роль руководителя
Касаясь содержания работы руководителя высшего звена, Минцберг определяет роль руководителя как «набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности»1. В своих работах Минцберг выделяет ...

Гендерные различия в особенностях восприятия аудиорекламы
Движение жизни, научно-технический прогресс, социально и экономическое развитие общества диктуют нам новые правила существования в мире общественных, информационных, политических, экономических и остальных связей и весьма стремительно. Ещ ...

Онтогенез личности
На любом поступке человека сказывается предшествующий онтогенез личности. Но между поступками и онтогенезом нет простых отношений следствия и причины. Поэтому, изучение только поступков человека, его деятельности, не может дать точного пр ...