Понятие о внимании: функции, свойства, виды. Развитие внимания

Материалы » Основы психологии » Понятие о внимании: функции, свойства, виды. Развитие внимания

Страница 5

Гальперин о природе внимания и путях его формирования. Природа внимания по Гальперину. В основе самых различных взглядов на природу внимания лежат два кардинальных факта: 1. Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И про себя, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности. 2. Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Между тем именно наличие характерного продукта служит главным доказательством наличия соответствующей функции. У внимания такого продукта нет, и это более всего говорит против оценки внимания как отдельной формы психической деятельности. Формирование внимания. Формирование умственных действий в конце концов приводит к образованию мысли, мысль же представляет собой двойное образование: мыслимое предметное содержание и собственно мышление о нём как психическое действие, обращённое на это содержание. Анализ показал далее, что вторая часть этой диады есть ни что иное, как внимание, и что это внутреннее внимание формируется из контроля за предметным содержанием действия. Понимание психики как ориентировочной деятельности означает подход к ней не со стороны «явлений сознания», а со стороны её объективной роли в поведении. В отличие от всякой другой психическая ориентировка предлагает образ – среды действия и самого действия, - образ, на основе которого и происходит управление действием. Управление действием на основе образа требует сопоставления задания с его исполнением. Следовательно, роль составляет необходимую и существенную часть такого управления. Формы контроля могут быть различны, степень их развития – тоже; но без контроля течением действия управление им – эта основная задача ориентировочной деятельности – оказалась бы вообще невозможной. В той или иной форме, с разной степенью обособления и развития контроль составляет неотъемлемый элемент психики как ориентировочной деятельности. Допустим, что внимание представляет собой как раз такую функцию контроля – ведь это даже непосредственно в чём-то близко подходит к его обычному пониманию, - и сразу отпадает самое тяжелое из всех возражений против внимания как самостоятельной формы психической деятельности: отсутствие отдельного характера продукта.

Модель Бродбента. Экспериментальные факты и комментарии. Теория ранней селекции. Этот этап завершила модель системы переработки информации, разработанная английским психологом Дональдом Бродбентом. Следует заметить, что первые варианты своей модели автор описал в виде механических устройств. Исходным положением модели является идея, что ЦНС человека представляет собой канал передачи информации с ограниченной пропускной способностью (ёмкостью). Согласно Д. Бредбенту, канал ограниченной ёмкости может передавать за единицу времени лишь небольшое количество информации. С – стадия сенсорной параллельной переработки; сенсорное хранилище. Р – стадия перцептивной, последовательной переработки; могут пройти только те впечатления, которые обладают каким-то общим физическим признаком: направлением, интенсивностью, тоном, цветом и т.д. Фильтр – защищает П – стадию от перегрузки, перекрывая входы всех, кроме одного, релевантного канала стимуляции. Канал – в психологии определяется как проводник или путь переноса сенсорных сообщений такого класса, который может быть отвергнут или отобран для дальнейшей переработки. Трэйсман. На основе данных собственных исследований других материалов экспериментальной критики модели фильтра Э. Трейсман приступила к пересмотру первой, сформулированной Д. Бродбентом концепции ранней селекции. Основные идеи такого пересмотра она представила в виде так называемой модели аттенюатора. Согласно этой модели, после анализа всей поступающей стимуляцией на первой сенсорной стадии оба сообщения поступают на фильтр. Основываясь на определённом физическом признаке, фильтр ослабляет (аттенюирует) интенсивность не релевантных сигналов и свободно пропускает сигналы релевантного канала. Как выяснилось позже, это предположение подкрепляют данные психофизиологических исследований. Вызванные потенциалы на невнимаемое сообщение гораздо слабее, чем на внимаемое. Как не релевантная, так и нерелевантная стимуляция могут быть переработаны вплоть до анализа значения: релевантная как правило, а нерелевантное иногда. Э. Трейсман предположила, что каждое знакомое слово храниться в системе долговременной памяти в виде словарной единицы.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Статьи по теме:

О методологических принципах исследования генезиса мышления
Прежде всего, определим исходные принципы исследования генезиса мышления. Важнейшее методологическое положение — это основополагающий принцип определяющей роли материального производства в становлении и развитии общества, впоследствии бол ...

Пути и средства повышения эффективности организации процесса обучения и воспитания
Предлагается организовать учебный процесс так , чтобы: - Учащиеся, получающие образование в режиме воспитательного процесса, стали подлинными субъектами обучения, чувствовали, что учатся для себя, своего развития и совершенствования; - ...

Основные концепции лидерства
Личностный подход (теория «черт лидерства») В 1920-х годах ученые пытались определить, какие характеристики или личностные особенности являются общими для крупных лидеров. Они рассматривали особенности лидерства как относительно стабильн ...