Типологии темперамента

Материалы » Основы психологии » Типологии темперамента

Страница 3

Теплов различал особенности НС и их поведенческие проявления. «Свойства НС не предопределяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее - другие». Каждое из свойств НС, выделенных Павловым, рассматривалось им как набор частных свойств или «синдром» («синдром силы», «синдром подвижности» .). Механизмом выделения синдрома, по Теплову, служит факторный анализ, он разработал этот метод, позволяющий зафиксировать имеющуюся картину, но не отвечающий на вопрос «почему»? «Синдром» - это набор реакций, которые объективно связаны между собой.

В настоящее время в науке накоплено множество фактов о свойствах нервной системы и по мере их накопления исследователи придают все меньшее значение типам нервной системы, тем более их магическому числу (4), фигурирующему почти во всех работах Павлова о темпераменте. Прежде всего подчеркивается значение исследований отдельных фундаментальных свойств нервной системы, в то время как проблема разделения на типы отступает на второй план. Поскольку типы образуются из комбинаций указанных свойств, лишь более глубокое познание последних может обеспечить понимание и осуществление правильной типологии.

В настоящее время в дифференциальной психологии сложилась 12-мерная классификация свойств нервной системы человека. В нее входят 8 первичных свойств и четыре вторичных свойства. Показано, что данные свойства могут относится ко всей нервной системе и к отдельным анализаторам. Русалов развил дальше идеи школы Теплова-Небылицына и предложил трехуровневую классификацию свойств нервной системы. Она включает:

1) 0бщие, или системные, свойства, охватывающие весь мозг человека и характеризующие динамику его работы в целом.

2) Комплексные свойства, проявляющиеся в особенностях работы отдельных «блоков» мозга.

3) Простейшие, или элементарные, свойства, соотносимые с работой отдельных нейронов.

На основе проведенных исследований, касающихся связи свойств нервной системы человека с решением задач, Русалов пришел к выводу о том, что лишь формально-динамические характеристики психической активности человека детерминируются преимущественно биологическими факторами.

Однако несомненно, что каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявления которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально психологических различий.

Св-ва Т:

-Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешн воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психич р-ции чел и какова скорость возникновения этой р-ции.

-Реактивность хар-ся степенью непроизвольности р-ций на внешн или внутр воздействия.

-Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно чел воздействует на внешн мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность).

Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деят-ть чел: от случайных внешн или внутр обстоятельств (настроения, случайного события) или от целей, намерений, убеждений.

-Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается чел к внешн воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение (регидность). Тип р-ций характеризует скорость протекания различных психич р-ций и процессов: темп речи, динамика жестов, быстрота ума.

-Экстраверсия – интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят р-ции и деят-ть чел – от внешн впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

-Эмоц возбудимость хар-ся тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоц р-ции и с какой скоростью oна возникает. Плохих и хороших Т не существует. Задача воспитателя заключается не в том, что в процессе индивид-ной работы с ребенком переделывать один тип Т на др, а в том, чтобы планомерной и систематической работой добиваться, с одной стороны, развития св-венных каждому Т положительных кач-в, а с др стороны – ликвидации или ослабления тех недостатков, кот уже начали проявляться в поведении ребенка. При любом Т можно развить все общественно ценные св-ва лич-ти. Однако конкретные приемы развития этих св-в существенно зависят от Т. Поэтому Т – важное условие, с кот надо считаться при индивид-м подходе к воспитанию и обучению, к формированию хар-ра, к всестороннему развитию умственных и физич способ-тей.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Методики социально-психологического исследования классного коллектива
Эмоциональное состояние - важная составляющая взаимоотношений в группе. В социальной психологии используется ряд понятий, близких ему по смыслу: “дух группы”, “эмоциональное единство группы”, “эмоциональный климат группы, “социально-психо ...

Предмет нейропсихологии.
Нейропсихология — это наука, изучающая мозговые механизмы психических функций на материале локальных поражений мозга. Как и вся клиническая психология, она — пограничная наука, возникшая на базе психологии, медицины (неврологии и нейрохир ...

Основные теоретико-методологические подходы к исследованию и интерпретации понятия «образ мира» в психологии
Понятие «образ» — значимая категория психологии (А.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов, С.Л. Рубинштей и др.). Образ является начальным звеном и одновременно результатом любого познавательного акта. Современные исследователи понимают образ как когн ...