Типологии темперамента

Материалы » Основы психологии » Типологии темперамента

Страница 1

Темперамент – характерная для данного чел совокуп-ть психич особ-тей, связанных с эмоц возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их – с другой (Теплов). При анализе структуры Т выделяют 3 основных компонента: общая активность, особ-ть моторной сферы, св-ва эмоциональности. Общая психич активность индивида определяется интенсивностью и объемом взаимодействия чел с окр средой – физич и соц (заключается в тенденции лич-ти к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешн действительности). Чел м.б. инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным. Гр кач-в, составляющих двигательный, или моторный компонент Т, тесно примыкает к 1-му компоненту. Ведущую роль во 2-м компоненте играют кач-ва, связаные с ф-цией двигательного и речедвигательного аппарата. Среди динамических кач-в выделяют такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд др признаков мышечного движения. Совокуп-ть особ-тей мышечной и речевой моторики составляют ту сторону Т, кот легче всего поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о Т. 3-им компонентом Т является «эмоциональность», представляющая собой комплекс св-в и кач-в, характеризующих особ-ти возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Этот компонент Т очень сложен и обладает собственной структурой, состоящей из впечатлительности, импульсивности и эмоц лабильности. Впечатлительность – аффективная восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоц воздействиям, способ-ть его найти основание для эмоц р-ции. Импульсивность – быстрота, с кот эмоции становятся побудительной силой действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Эмоц лабильность – скорость, с кот прекращается данное эмоц состояния или происходит смена одного переживания др. Связанные воедино все компоненты Т позволяют говорить о целостности проявлений Т и относительно четко отличать Т от др психич образований лич-ти.

В истории учения о лич-ти выделяют 3 основные системы взглядов на вопрос о факторах, обусловливающих проявление Т: гуморальные теории, морфологические и психофизиол.

Самыми древними являются гуморальные теории. Они основаны на связи Т со св-вами тех или иных жидких сред организма. Наиб ярким представителем этой гр является классиф-ция Т, разработанная Гиппократом. Он считал, что Т определяется соотношением между 4-мя жидкостями, циркулирующими в организме, – кровью, желчью, черной желчью и слизью. У чел есть все 4 жидкости, но одна из них преобладает. Соотношение этих жидкостей обозначалось по-гречески термином «красис» (смесь, сочетание), кот в переводе на латинский язык звучит как «temperamentum». В зависимости от преобладания жидкости в организме Гиппократ выделил 4 группы Т: сангвиник (от латинского sangius – кровь), холерик (от греческого cholе – желчь), меланхолик (от греческого melaina chole – черная желчь) и флегматик (от греческого phlegma – слизь). Близко к гуморальным теориям Т стоит сформулированная П.Ф. Лесгафтом идея о том, что в основе проявлениий Т лежат св-ва системы кровообращения: толщина и упругость стенок кровеносных сосудов, диаметр их просвета, строение и форма сердца и т.д. Холерик – малый просвет и толстые стенки сосудов; сангвиник – малый просвет и тонкие стенки; меланхолик – большой просвет и толстый стенки; флегматик – большой просвет и тонкие стенки. Согласно теории Лесгафга, калибром сосудов и толщиной их стенок определяется быстрота и сила кроветока, затем (как производное) – скорость обмена веществ при питании и, наконец, сама индивид-ная хар-ка Т.

Морфологические теории основаны на связи Т со строением тела. Э. Кречмер выделил на основе разработанных им критериев основные конституциональные типы телосложения: 1) Лептосоматик (Астеник), хар-ся хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными и худыми нижними конечностями, ему соответствует Т – шизотимик – здоровый чел, кот св-венны астеническое телосложение, замкнутость, подверженность колебаниям настроения, упрямость, не склонность к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окр. (Шизоид – шизофрения). 2) Пикник (плотный, толстый) – хар-ся выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, хар-ся малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее, ему соответствует Т – циклотимик – здоровый чел, его эмоции колеблются м/ду радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах. (Циклоид – маниакально-депрессивный психоз). 3) Атлет (атлетической телосложение), хар-ся развитой мускулатурой, крепким телосложением, высоким или средним ростом, с широкими плечами, узкими бедрами, ему соответствует Т – иксотимик – здоровый чел, спокойный, невпечатлительный со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочность. (Эпилептоид – эпилепсия). 4) Диспластик (непропорциональный) – может встречаться у всех видов Т. Кречмер основываля на опыте работы с психич больными, при некот типах телосложения имеется опред предрасположенность к опред психич заболевания, кот обнаруживают опред хар-ки или черты Т (шизоид, циклоид, эпилептоид).

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Особенности формирования личности ребенка в неполной семье
Давно известно, что проявления эмоциональных расстройств, нарушения поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве. Семейный конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод, ...

Организационные аспекты пснхокоррекцнонных технологий
Эффективность психокоррекционных воздействий в значительной степени зависит от: • формы проведения работы; • подбора и комплектации групп; • продолжительности и режима занятий. Традиционно выделяют две формы проведения занятий - индив ...

Понятие речи. Виды речи
Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств язык ...