Психологическая характеристика младшего школьного возраста.

Материалы » Основы психологии » Психологическая характеристика младшего школьного возраста.

Страница 1

Дошкольный возраст 3-7 лет.

Социальная ситуация развития. Ее создает отделение от взрослого, в которой ребенок стремится к самостоятельности. Он хочет активно действовать в этом мире, но напрямую это невозможно и ребенок находит способ действовать в опосредованной связи с этим миром, через особый вид деятельности – сюжетно-ролевую игру, которая позволяет смоделировать отношения взрослых. Предмет этой деятельности – взрослый человек как носитель общественных функций и отношений, поэтому социальная ситуация, характерная для дошкольного возраста, называется «ребенок – общественный взрослый». Доставка цветов по Тайге tayga.dostavka-byketov.ru.

Содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми их трудовой и общественной жизни. Эльконин отличал сюжет игры. Это область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжеты игры разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка. Структура игры по Эльконину. 1-ый компонент. Роль взрослого человека, которую ребенок берет на себя. 2-ой. Мнимая ситуация, создаваемая для воплощения ребенком своей роли в жизни (замещается игрушками). 3-ий. Игровые действия; так как ребенок использует не те предметы, которые используют взрослые. За ролью скрываются правила, имеющиеся у человека, роль которого ребенком принята.

Значение роли как ведущего компонента игры. Уровни развития игры по Эльконину. 1-й: центральным содержанием игры являются предметные действия. Как правило, роли не называются детьми, а обозначаются после завершения игрового действия. 2-й: центральным содержанием игры являются по-прежнему предметные действия. При этом на передний план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Роли называются детьми. 3-й: основным содержанием игры является выполнение роли и связанных с нею действий. Появляются игровые действия, передающие характер моделируемых социальных отношений. Роли ясные и четкие, называются детьми до начала игры. Появляется специфическая ролевая речь. 4-й: основным содержанием игры является выполнение действий, отражающее отношение к другим людям. На протяжении всей игры ребенок ясно проводит одну линию поведения. Второй компонент Выготский считал основой игры. Воображаемая ситуация – это расхождение видимого и смыслового поля. В детской игре происходит перенос с одного значений предмета на другой (воображаемая ситуация), возможно, поэтому дети и предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия. Процесс замещения одного предмета другим подчинен правилу: замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.

Значение игры для психического развития ребенка: 1) развитие мотивационно-потребностной сферы; 2) преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка; 3) развитие идеального плана; 4) развитие произвольности действий. В игре происходит перестройка поведения ребенка – оно становится произвольным.

Основные новообразования дошкольного возраста в области познавательной сферы.

Развитие речи. Развиваются функции речи. Коммуникативная речь проходит путь развития от ситуативной к контекстной (достаточно полно описывающей ситуацию, факт, содержание книги).

Сенсорное развитие дошкольника. Как показали исследования Эльконина, в этом возрасте происходит усвоение эталонов-фонем родного языка: «Дети начинают их слышать в категориальном ключе». Эталоны – это достижение человеческой культуры, это «сетка», через которую мы смотрим на мир. Благодаря усвоению эталонов, процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер. Наряду с усвоением сенсорных эталонов восприятия ребенка развиваются такие действия восприятия: наблюдение, планомерное и последовательное обследование предмета, действия идентификации, отнесение к эталону, моделирующие действия.

Развитие внимания. Помимо ситуативных средств (например, жеста), организующих внимание в связи с конкретной, частной задачей, существует универсальное средство организации внимания – речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнить заданное действие, учитывая при этом те или иные обстоятельства. Помимо развития планирующей функции речи ребенок становится способным заранее организовывать свое внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме: