Характеристика курса психологии как учебной дисциплины

Материалы » Основы психологии » Характеристика курса психологии как учебной дисциплины

Страница 3

Дидактические принципы преподавания психологии.

Дидактика – это научная дисциплина, которая изучает теорию образования и обучения. Обучение представляет собой совместную деятельность учащегося и учителя (преподавателя-студента), направленную на достижение учебных целей, овладение знаниями, умениями, навыками, заданными учебными планами и программами. Обучение всегда является процессом взаимодействия ученика и учителя (студента и преподавателя).

Понятие образование несколько шире по своему значению, чем понятие обучение. Образование- процесс и результат усвоения человеком культурно-социального опыта, системы знаний и умений, необходимых для жизни в обществе. Образование может проходить как в форме обучения, так и в форме самообразования, т.е. без присутствия учителя (преподавателя) в прямом смысле этого слова.

Дидактика разрабатывает общие принципы преподавания учебных предметов в школе (ВУЗе). Методика обучения (частная дидактика) разрабатывает принципы преподавания конкретного предмета.

Принципы преподавания психологии в школе.

Принципами преподавания психологии в школе и является общедидактические принципы с учетом специфики предмета «Психология». Такими принципами являются:

Принцип научности обучения. «Принципом научного изложения является не простое сообщение знаний. Оно должно показать непосредственную зависимость знаний от науки, должно показать её динамику, исследование в действии» (Л.С. Выготский).

Принцип внутрипредметных связей. Раскрывая и обобщая уже знакомые учащимся по предыдущим годам обучения вопросы на новом, более сложном материале, приводить их в определенную систему знаний.

Принцип межпредметной координации. Этот принцип реализуется в установлении контактов учителя психологии с учителями других школьных дисциплин: литературы, биологии, физиологии, истории и др.- для координации научных знаний по той или иной психологической проблеме, затрагиваемой другими дисциплинами (например, при изучении ВНД, психических процессов, специальных способностей, чувств и межличностных отношений).

Связь теории с практикой. Этот принцип реализуется через применение знаний в решении задач, в практических работах, через приобретение личного опыта в самостоятельном поиске и нахождении истины.

Принцип наглядности. (Переоценка роли наглядности в обучении может задержать развитие абстрактного мышления).

Принцип развития и саморазвития личности ученика (студента) на основе его индивидуальных особенностей как субъекта познания, предметной деятельности и общения.

Принцип самостоятельности и активности. Это проявляется в самостоятельности учащихся в добывании знаний, когда ученик сам делает выводы и обобщения, овладевает новыми способами учебной деятельности. О понимании учебного материала можно говорить лишь тогда, когда учащиеся могут свободно и сознательно пользоваться знаниями.

Принцип доступности. Доступность обучения предполагает соответствие содержания, характера и объема изучаемого материала уровню подготовки учащихся. Доступность обучения не означает его легкости.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Особенности организации процесса обучения в России
В России процесс обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта зарождался под влиянием педагогических идей К. Д. Ушинского, В. П. Кащенко, которым принадлежит заслуга в создании первых учреждений для умственно отсталых детей (первый ...

Общее представление о сенсорных процессах.
Сенсорные процессы - это процессы, связанные с формированием и изменением ощущении человека; процессы, связанные с работой органов чувств человека в результате которой появляются ощущения. Ощущение - отражение свойств предметов объективн ...

Рекомендации по избавлению от застенчивости
Если же вы безнадежно застенчивы и общение с людьми для вас в тягость, попробуйте провести несколько «упражнений», помогающие развить способность взаимодействия с людьми. 1). Часто ли прохожий обращается к вам с вопросом, как пройти, про ...