Коммуникативная сторона общения

Страница 1

Состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Говоря о коммуникации, прежде всего, имеем в виду обмен между людьми с различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и тому подобное. В условиях такого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Информация в общении не просто передается от одного партнера к другому, происходит обмен.

Основная цель информационного обмена в общении – выработка общего смысла, единой точки зрения и согласие по поводу различных ситуаций или проблем. Для межличностного общения характерен механизм обратной связи.

Так, выделяют прямую и косвенную связь.

Косвенная обратная связь

- это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации.

Эта формальная обратная связь. Для этого обычно используют различные риторические вопросы, насмешки, иронические замечания, неожиданные для партнера эмоциональные реакции, к которым партнер не готов. В данном случае коммуникатор должен сам догадываться, что именно ему хочет сказать реципиент.

Прямая и обратная связь

, когда информация поступает от реципиента в открытой, недвусмысленной форме. Это искреннее, непосредственное общение.

Коммуникативное общение

может быть представлено двумя уровнями:

· Вербальный уровень

- в качестве средства передачи информации используется речь, как уникальное знакомое средство, выработанное в процессе культурно-исторического развития.

· Невербальный уровень

включает в себя жесты, мимику, пантомимику, тембр голоса, его диапазон, тональность, поза, смех, кашель, плач, вздох, организация пространства, дистанция между партнерами по общению в момент общения.

В ходе общения его участникам можно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий.

Общение в данном случае можно рассматривать как трансакцию.

Трансактный анализ

– направление, предполагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их пропорций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия

Теорию создал Э.Берн в 1955г. в США.

В основе этой теории лежит понятие о трансакции – это действие или акция, направленная на другого человека, это единица общения.

Главная цель теории (теория РДВ)–оказать психологическую помощь людям, имеющим проблемы в общении.

Эрик Берн провел структурный анализ поведения, мыслей, чувств, желаний и обобщил его. Он дал характеристику трех элементарных сфер, которые есть в каждом человеке.

Каждый человек был когда-то ребенком.

Каждый человека имел родителей или заменявших их воспитывающих взрослых.

Каждый человек со здоровым мозгом способен адекватно оценивать окружающую действительность.

В связи с этим Э.Берн выделил 3 состояния:

Я – «Дитя»;

Я - «Родитель»;

Я- «Взрослый».

В каждом человеке есть три «Я»: родитель, дитя, взрослый.

«Дитя»

- зависимое, подчиняемо и безответное существо.

«Родитель»-

независимый, неподчиняемый и берущий ответственность на себя.

«Взрослый»

- умеющий считаться с ситуацией, может понимать интересы других и распределять ответственность между собой и окружающими людьми

«Я-дитя» возникает и разрабатывается в детстве, в том же возрасте возрасте за счет подражания старшим и желания быть на их месте формируется «Я-родитель» , что касается «Я-взрослый», то оно складывается долго, порой десятилетиями за счет жизненного опыта субъекта и накопления у него того, что называется житейской мудростью.

Выступая в позиции Дитя человек выглядит подчиняемым и неуверенным в себе; в позиции «Родитель»- самоуверенно-агрессивным («сверху»), в позиции «Взрослый»- корректным и сдержанным («рядом»).

Для гармонического развития отношений желательно равномерное и пропорциональное проявление трех «Я» в зависимости от ситуации и жизненных задач, независимо от того, кто это – женщина, мужчина , ребенок, старик.

В каждом человеке «живут и сосуществуют» одновременно каждые из этих трех «Я», но их проявление и доминирование зависит от конкретной ситуации общения в данный определенный момент.

Эрик Берн выделил четыре жизненных сценария, которые программируются в детском возрасте:

Я плохой – ты хороший. Заниженная самооценка, человек – неудачник. В ранней ситуации невозможно нормальное развитие личности. Во всех своих неудачах человек винит только себя.

Я хороший – ты плохой. Эгоисты с завышенной самооценкой, надменны, проявляют неуважение к другим людям, склонны обвинять всех окружающих.

Я плохой – ты плохой. Человек подавлен, нахдится в агрессивной ситуации. Меня не принимают, и я никого не принимаю. Человек, который мало получает внимания. Эта позиция уничтожает самого человека.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Коммуникативная сторона общения
Состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Говоря о коммуникации, прежде всего, имеем в виду обмен между людьми с различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и тому подобное. В усло ...

Гештальтпсихология
В противовес бихевиоризму развивается еще одно направление в психологии — гештальтпсихология (отнем. gestalt — целостная форма, структура). Гештальтисты утверждают, что сознание — это не «сооружение из кирпичей (ощущений) и цемента(ассоц ...

Взаимодействие как организация совместной деятельности
Единственным условием, при котором этот содержательный момент может быть уловлен, является рассмотрение взаимодействия как формы организации какой-то конкретной деятельности людей. Общепсихологическая теория деятельности, принятая в отече ...