Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях

Материалы » Основы психологии » Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях

Страница 4

Способы чтения (соотношение цели и задач, соотношение всего)

Динамика работоспособности обучающихся(повторять значимые моменты)

Не следует делать длинных пауз, т. к. они ослабевают внимание

Нужно добиваться и поддерживать активное слушание (интерес, чувства, вопросы, сила голоса, тембр голоса)

Прослеживать историю концепций

Желательно, чтобы аудитория была однородной, подбирать удобное время.

4. Проблемная лекция

Одна из самых трудных, требует опыта и специальных знаний, подведение слушателя к самостоятельному выводу. Постановка проблемы, выдвижение гипотез, приведение к доказательству. Методически ее можно провести по-разному:

преподаватель сам выдвигает проблему и сам ее решает;

преподаватель выдвигает проблему и решает ее с различных позиций;

преподаватель выдвигает проблему и предлагает слушателям ее решить.

Возможно комбинированное изложение материла. Эвристическая беседа является той разновидностью проблемной лекции, которая позволяет наиболее полно продемонстрировать различные аспекты управления процессом формирования у студентов всех структурных компонентов анализа и решения проблемы. Диалогизация проблемной ситуации в эвристической беседе – это своеобразный прием, рассчитанный на перестройку внутреннего плана действия, образа мышления и личностной позиции субъекта мышления. Можно сказать, что эвристическая беседа – это прием конструирования определенного образа мыслей путем преобразования точек зрения индивида в условиях совместного исследования проблемы. Эвристическая беседа требует от преподавателя импровизационных умений, которые основываются на свободном владении различными аспектами и уровнями решения проблемы, с одной стороны, и способами построения диалога, формами взаимодействия с аудиторией на всех этапах решения проблемы – с другой. Конечно, далеко не каждая лекция должна быть вовне развернутым диалогом, чаще всего проблемные лекции монологичны и преподаватель включает разные «голоса» имплицитно, не вынося их за рамки монологики. Но там, где, исходя из задач курса, преподаватель вводит принципиальные, значимые в последующем анализе содержания всего курса подходы к решению центральных проблем, эвристическая беседа не только уместна. В этом случае она необходима для создания особой интеллектуальной ситуации, особого прецедента – размышления студентов над основами собственного понимания предмета изучения, так или иначе уже достигнутого в результате предшествующей работы. Поэтому чаще всего собственно эвристической беседе предшествует проблемная лекция – монолог, в котором преподаватель вводит слушателей в проблему, намечает возможные подходы к ее анализу на материале сопоставления различных факторов и теорий и знакомит с некоторыми условиями и прецедентами ее решения, создавая тем самым почву для последующей проблематизации внешнего Обратная связь должна максимально способствовать актуализации разных позиций и точек зрения, разных подходов к пониманию и решению проблемы. Только на основе этого рода информации, добытой в диалоге с аудиторией, лектор сможет адресоваться к явным и неявным для самих студентов допущениям и позициям и в диалоге с носителями разных позиций достигнет сопоставления подходов, поможет осознать иные возможности решения,

План методического сценария лекции и анализ приемов ее организации. I. Экспозиция проблемы. Теоретический смысл анализа изучаемой проблемы в системе целей и задач курса лекций. II. Введение в проблему. Выявление и фиксация состава противоречий, возможных подходов к их разрешению. Сопоставление разных подходов к решению проблемы. III. Введение внешнего диалога как условие актуализации позиций слушателей в отношении к рассматриваемой проблеме. Оценка меры адекватности предложенных решений. IV. Перестройка функций внешнего диалога. Переход к решению рефлексивных задач: анализ оснований и предпосылок собственного понимания проблемы у слушателей. Введение ситуаций, провоцирующих интеллектуальный конфликт между исходными позициями слушателей и предлагаемыми лектором позициями в решении проблемы. V. Резюме продуктивности решения проблемы в контексте предлагаемого подхода, выявление нерешенных аспектов проблемы.

Методика подготовки и проведения практических занятий. Методика проведения практических занятий Цель :Контроль за усвоением знаний и отработка прак навыков, , умение решать задачи, умение дискутировать отработать теории на практике, умение решать задачи, . Формы : деловые игры; семинары ; Экскурсии; практикумы ; собственно практика(на раб месте) ; Лабораторные занятия(наблюдения , опросы, беседы)—в научном исслед-нии для получения нов знания ; проработка тестов(также для самопознания). .К основным формам практических занятий могут быть отнесены следующие.Семинары–практикумы, на которых студенты обсуждают различные варианты решения практических ситуационных задач. Семинары-дискуссии посвящаются обычно обсуждению различных методик психологического исследования применительно к нуждам практики,

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Невроз навязчивых состояний
Встречается у умственно отсталых редко. Основной его признак — навязчивые состояния, т. е. внезапно появляющиеся мысли, страхи или действия, не связанные с содержанием сознания и потому воспринимаемые больными как; чуждые, эмоционально не ...

Выражение лица (мимика)
Выражение лица — главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции — счастье, любовь и удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции — печаль, гнев и отвращение. Обычно эмоции ассоциируются с м ...

Виды мышления
1. Теоретическое – познание законов и правил. Пользуясь этим видом мышления, человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, готовым знаниям, полученным другими людьми, как правило, сам не имея опыта в решении данной задачи. 2. ...