Предмет и задачи этнопсихологии. Основные направления этнопсихологических исследований

Материалы » Основы психологии » Предмет и задачи этнопсихологии. Основные направления этнопсихологических исследований

Страница 1

Этнопсихология- это наука, возникшая на стыке социальной психологии, социологии и этнографии, которые также в той или иной мере изучают национальные особенности человеческой психики.(Андреева Г.М.) Это наука изучающая закономерности развития и проявления национально психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей. Философия и социология теоретически осмысливают психологическое своеобразие этнических групп и прежде всего наций и специфику его влияния на межнациональное общение людей.

Этнос (этническая общность) – реально существующая группа людей, которая возникает, функционирует, взаимодействует и умирает. Гумилев говорил, что этнос – это тот или иной коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам, имеющим особую внутреннюю систему и оригинальный стереотип поведения. Этнос по Ю. Бромлею – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего отличия от других подобных образований.

Предмет. Это чувство принадлежности к этносу. (этническая принадлежность) Этничность- это социологическая категория, принадлежность к этносу по определённым признакам (место рождения, язык, культура)

Задачи этнопсихологии как науки. Этнопсихология как отрасль научных исследований имеет свои конкретные задачи, включающие:

1. Всестороннее осмысление и обобщение данных о факторах и источниках формирования национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей; выявление на этой основе специфики социально-политического, экономического, исторического и культурного развития наций и народов, определившей в окончательном итоге своеобразие зарождения, развития и функционирования их психологии.

2. Изучение специфики мотивационной сферы национальной психики представителей тех или иных этнических общностей с целью анализа своеобразия проявления деловитости, инициативности, степени усердия и других подобных качеств, определяющих важнейшие показатели эффективной деятельности людей.

3. Исследование национальных характеристик интеллектуально- познавательной активности людей конкретной национальности, проявляющихся в своеобразно сочетающихся в ходе трудовой деятельности, степени приверженности к логике, глубине абстрагирования, скорости мыслительных операций, организации интеллектуальных процессов, глубине восприятий, полноте и оперативности представлений, концентрации и устойчивости внимания и т.д.

4. Анализ и выявление закономерностей протекания национальных чувств, организация наблюдений за спецификой выражения эмоций представителями конкретных этнических общностей с целью констатации закономерностей их эмоциональной жизни.

5. Изучение специфики национальных установок на волевую активность, функционирующих в национальном характере того или иного народа или нации; выявление устойчивости волевых процессов, своеобразия волевых усилий, которые способны проявлять представители той или иной нации, народа.

6. Исследование своеобразия коммуникативной сферы этнической психологии людей, функционирующей в форме специфических для них взаимодействия, общения и взаимоотношений и оказывающих влияния на характер протекания социально-психологических процессов в группах и коллективах, их иерархию и особенности.

7. Сравнительное (кросскультурное) изучение национально-психологических особенностей различных народов мира с целью выявления закономерностей функционирования национальной психологии и составления психологических характеристик этих народов.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Виды ощущений
Классификации ощущений: 1) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение; 2) по месту расположения рецепторов; 3) по времени возникновения в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раздражителя. ...

Идеологическая роль лидера
Идеологическая роль лидера в процессе достижения конечного результата является, пожалуй, наиболее яркой и однозначной. Действительно, всегда должен найтись один человек, который бы четко и точно сформулировал цели и задачи совместной деят ...

Место образа «Я» в структуре личности руководителя
Переживание наличия своего «Я» является результатом длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте («открытие Я») и завершается в юношеском возрасте, когда формируется система социально-нравственных сам ...