Самыми распространенными недостатками речи у детей младшего школьного возраста являются различные виды нарушения звукопроизношения:
- неумение произносить тот или иной звук;
- замена одного звука другим;
- искажения имеющегося звука.
В младшем школьном возрасте чаще всего встречаются физиологические (возрастные) нарушения звукопроизношения, которые при нормальных условиях, с улучшением работы речедвигательного и речеслухового анализаторов самостоятельно изживаются. Имеются случаи и патологического (механического и функционального) нарушения звукопроизношения, которые обусловливаются разными причинами. Механическая дислалия может зависеть от нарушений костного и мышечного строения периферического речевого аппарата. Эти нарушения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные дефекты периферического речевого аппарата:
- несращение верхней губы, челюсти, мягкого и твердого нёба;
- массивные и короткие подъязычные уздечки;
- изменения формы и относительной величины челюстей;
- патологическое расположение и форма зубов верхней и нижней челюстей.
Необходимо учитывать, что 3 последних дефекта часто являются лишь предрасполагающим моментом к появлению дефектов звукопроизношения, так как у физически и психически здорового ребенка при правильном речевом воспитании в большинстве случаев находятся естественные пути компенсации такого дефекта.
Приобретенные дефекты периферического речевого аппарата бывают вследствие раздробления костей и разрыва мышц (с последующими рубцами), в результате челюстно-лицевых травм. Эти нарушения могут возникнуть в любом возрасте.
При правильно построенной и систематической работе по формированию произношения у детей физиологическая, функциональная, а в некоторых случаях и механическая дислалия полностью исправляется к пяти-шести годам.
В том случае, если ребенок пяти лет при систематических фронтальных и индивидуальных занятиях длительное время не может преодолеть дефекты звукопроизношения, необходимо направить его к логопеду, чтобы выяснить и устранить причину, мешающую формированию правильного звукопроизношения.
. Ринолалия
Одним из видов механической дислалии является ринолалия (гнусавость). Ринолалия бывает двух видов: открытая и закрытая. При открытой ринолалии струя воздуха при акте речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает вследствие расщепления твердого и мягкого нёба, пареза мягкого нёба после дифтерии. Поскольку мягкого нёба нет или его деятельность недостаточна для создания перегородки между ротовой и носовой полостью, струя воздуха, не встречая преграды, идет в нос и речь становится непонятной, приобретает носовой оттенок.
Дети с расщеплением твердого или мягкого нёба нуждаются в помощи логопеда как в дооперационный, так и в послеоперационный период. В дооперационный период у ребенка подготавливают к операции мышцы и ткани, вырабатывают навык направлять воздушную струю через рот, вызывают возможные звуки; в послеоперационный период идет постановка звуков. Учитель должен помогать ребенку вводить поставленные логопедом звуки в речь. Кроме того, он может оказать большую помощь ребенку, проводя с ним игры на развитие речевого (ротового) дыхания. Во время артикуляционной гимнастики и занятий по звукопроизношению особое внимание надо обращать на выполнение упражнений таким ребенком. Если они у него не получаются, следует попросить родителей позаниматься дома и самому по возможности провести индивидуальные дополнительные занятия.
При закрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос (разращение в носу, полипы, искривление носового хода). Носовые звуки м и н заменяются соответственно звуками б и д. Для исправления этого недостатка необходимо удаление аденоидов, лечение прогреванием и т.п., чтобы дать открытый доступ воздуху в нос. Затем необходимы последующие занятия у логопеда. Учитель после операции должен последить, чтобы ребенок закрывал рот и дышал носом. Несколько раз в день с ним можно проделать следующие упражнения:
- закрывая поочередно то левую, то правую ноздрю, дышать спокойно другой. Рот должен быть закрыт;
- делать вдох ртом, а выдох носом. Повторять это упражнение 3—4 раза;
- делать вдох носом, выдох ртом. Повторять это упражнение 3—4 раза;
Статьи по теме:
Индивидуальные различия и стили мышления
Индивидуальные различия проявляются в качествах мышления:
- широта – способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время необходимых для дела частностей;
- глубина – умение проникать в сущность сложных вопросов;
- самост ...
Проблема периодизации психического развития
Возраст – категория в Y, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.
В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического ...
Сознание как высшая форма психического отражения
Сознание (по Вундту) – есть сумма переживаемых мною в данный момент состояний или содержаний, о кот я непосредственно в данный момент знаю. С (по Локку) – как опред процесс рефлексии, кот развивается на опред уровне развития. С – это колл ...
Разделы