Основы разработки психологического исследования

Материалы » Основы разработки психологического исследования

Исследование – это вид познавательной деятельности человека. Оно может быть стихийным и научным. Стихийное исследование ситуации непреднамеренно и служит удовлетворению естественного любопытства человека. Научное исследование организовано, ориентировано на получение истинного знания и является способом реализации этой цели в науке.

Научные исследования можно условно разделить на эмпирические и теоретические. Теоретическое исследование отличается от эмпирического ориентацией на получение достоверного, обобщенного и сопоставимого знания. Но выделение эмпирического и теоретического уровней в известной мере условно. Как правило, большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер. Любое исследование осуществляется не изолированно, а в рамках целостной научной программы или в целях развития научного направления. По характеру решаемых задач и в зависимости от степени ориентации на практику исследования можно разделить на фундаментальные и прикладные. Фундаментальное исследование ориентировано на анализ психологических закономерностей и направлено на познание реальности без одновременной настроенности на получение практического эффекта от применения новых знаний. Прикладное исследование проводится в целях получения знания, предназначенного для решения конкретной практической задачи - выработки путей совершенствования объекта исследования.

Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности. Уникальное исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.

Каждое психологическое исследование на любом этапе развития психологии может быть реализовано в трех типах моделей: концептуальной, процедурной и эмпирической.

Концептуальная модель

– это целостная система понятий, категорий и законов, раскрывающая теоретическую сущность данного явления и позволяющая его описывать, объяснять или непосредственно управлять им. В конкретном психологическом исследовании основу концептуальной модели составляют теоретические положения и концепции (отсюда термин «концептуальная модель»), в рамках которых выдвигается гипотеза для разрешения поставленной научной проблемы.

Процедурная модель

– это определенные правила, алгоритмы, методики и методы конкретной науки по получению и переработке информации.

В эмпирической модели

как целостной системе количественных и качественных характеристик интересующего нас явления в конкретных пространственно-временных рамках реализуется степень правомерности концептуальной модели.

Основой развития психологии как науки являются концептуальные модели, на базе которых строятся процедурные и эмпирические модели.

Научное психологическое исследование предполагает осознанный выбор цели исследования и его средств (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата. Научное исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на использовании научного метода познания.

Замысел исследования определяет его этапы, составляющие последовательность реализации замысла исследования. Обычно исследование состоит из трех основных этапов.

Первый этап – выбор проблемы и темы, определение объекта и предмета, целей и задач, разработка гипотезы исследования. В целях уточнения методики исследования, конкретизации его целей и задач иногда выделяется еще один этап – пробное (пилотажное) исследование, этот этап предваряет оформление методики исследования.

На втором этапе работы происходит выбор методов и разработка методики исследования, проверка гипотезы, непосредственно исследование, формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение, обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.

Третий, заключительный этап строится с ориентацией на внедрение полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется.

Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей.

Статьи по теме:

Мотивационные теории
Согласно В.Ф. Стоуну http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Olsch/5.php - _ftn4, мотив — это своеобразная выученная «навязчивая идея», основанная на внутренней потребности компетентно обращаться с окружающей средой. Независимо от пер ...

Методы осуществления целостного педагогического процесса.
Систему воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и учащихся, называют методом воспитания либо методом обучения. Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, ...

Типология характера
Характер человека формируется довольно рано и более менее устойчив в течение жизни. Входящие в характер сочетания чертне являются, случайны ми. Они в совокупности представляют системы, четко различимые по типам. Наиболее известны следующи ...