Методы индивидуального подхода.

Страница 1

Несмотря на то, что учащиеся достигают лучших результатов, используя предпочитаемый ими учебный стиль, имеет смысл попробовать увеличить гибкость их реакции на внешнюю информацию, выходящую за рамки этого стиля обучения.

Существует специальная методика, развивающая гибкость учащихся к различным стилям, называемая ОЗТ (Обучение – Закрепление – Тестирование). Суть этого подхода заключается в том, чтобы учить ребенка в соответствии с наиболее предпочитаемым стилем, закреплять материал в соответствии с наименее предпочитаемым и проверять знания опять в соответствии с наиболее предпочитаемым стилем. Таким образом, учащиеся не «вападают» из-под контроля – их вынуждают более гибко использовать разные стили обучения только после того, как они уже освоили учебный материал. Кроме того, Процедура тестирования становится более справедливой, и это дает равные возможности всем учащимся в демонстрации того, что они знают или умеют.

Целесообразно создание своих собственных «домашних» тестов, дающих гораздо больше информации о способностях и знаниях учеников, чем стандартные. Например, письменные тесты дают достоверные результаты в большей степени для учащихся визуального типа; устные тесты лучше применять для учащихся аудиального типа. Тесты же на демонстрацию навыков, которые трудно, но не невозможно изобрести, подойдут детям-кинестетикам.

То же касается и домашних заданий. То, что предпочитает каждый ученик, как правило, знает и он сам, и его учитель. Безусловно, если учащимся предоставить три варианта выполнения домашней или классной работы, они инстинктивно выберут то, что будет соответствовать их стилю обучения. Поэтому задания по выбору играют важную роль в индивидуальном подходе к обучению. Также к индивидуальным подходам к обучению можно причислить и методики НЛП (подробно разобранные в первой главе).

Но главное – помнить, что равное внимание ко всем учащимся не означает одинакового обращения со всеми.

К сожалению, в реальном мире большая наполняемость классов и ограниченный промежуток времени снижают возможности учителя использовать индивидуальные подходы. Ограниченность рынка учебников, общее стремление к стандартизации, жесткие временные рамки могут «искалечить» и наиболее талантливых и преданных своему делу учителей. Следует иметь в виду, что на первых этапах на определении учебных стилей и адаптацию уроков требуется значительное время. Однако с практикой приходит опыт, и временные затраты существенно уменьшаются.

Хотя в целом все дети обучаемы, существуют ученики с естественной неспособностью к обучению, с отклонениями в физическом развитии, с физиологическими нарушениями т.д. Учащийся визуального типа с нарушением зрения и ученик, чья краткосрочная память ослаблена вследствие травмы, требуют больше внимания и творческого участия со стороны учителя, чем ребенок, стиль обучения которого просто не совпадает с общепринятым.

Именно на учителе продолжает оставаться высокая степень ответственности за детей – все зависит от его способности оценить потребности учащихся, изобрести такие виды деятельности на уроке, которые устроили бы всех учащихся, найти необходимые для этого средства, и, наконец, преодолеть губительное воздействие стандартизации и ограниченности во времени.

Обучение всего класса предполагает использование более чем одного набора учебных материалов, ориентированных на несколько стилей обучения. Также учителя составляют планы урока, принимая во внимание состав своих классов. Возможен подбор домашних заданий таким образом, чтобы дать ученику возможность справиться с ним с использованием предпочитаемого им стиля обучения. Его можно познакомить со стратегиями обучения, чтобы он смог выработать для себя такие стратегии, которые бы позволили ему усваивать информацию, способ подачи которой ориентирован на другие, не предпочитаемые этим ребенком стили. Во время индивидуальной консультации, посвященной стилю обучения этого ребенка, ему можно показать способы, пользуясь которыми, он сможет изменить характер поступающей информации.

Например, ученика визуального типа можно научить представлять вербальную информацию в зрительных образах, а также порекомендовать ему чаще проявлять свои потребности на уроках – например, просить учителя записывать информацию на доске. Учитель также может поместить учащегося группы риска в малую группу. Если хотя бы один ученик этой группы разделяет его учебные предпочтения, этот ребенок может получить помощь от своих сверстников. Учитель может также изобрести для работы на уроке и дома «многомерные» задания, которые позволят учащимся выбрать упражнение более всего соответствующее его учебному стилю. Наконец, учителю будет необходимо поработать над учебным стилем того ученика, который является единственным представителем какого-то стиля в классе.

В заключении, приведем алгоритм, отражающий самое важное в разделе «Стили обучения», с помощью которого можно предсказать факторы риска для каждого из учащихся и достаточно успешно обучать весь класс:

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Понятие о восприятии
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и тд.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает налич ...

Элементы психосинтеза
Истоки психосинтеза личности лежат в работах итальянского психиатра Р. Ассаджиоли, который выделил три основных элемента психосинтеза: радость, творчество и волю. Гроф пишет, что картография Ассаджиоли имеет некоторое сходство с моделью Ю ...

Особенности развития памяти у детей с общим недоразвитием речи
Согласно мнению П.П. Блонского [5], в процессе развития ребенок осваивает четыре последовательные ступени памяти: моторную (память-привычку), аффективную, образную и вербальную. При этом он выделяет основные виды памяти, как генетически р ...