Соотношение понятий «обучение» и «развитие»

Материалы » Основные психологические проблемы традиционного обучения » Соотношение понятий «обучение» и «развитие»

Страница 1

Развитие ребенка, человека как личности, происходит в общем контексте его жизни (С.Л. Рубинштейн). Б.Г. Ананьев определяет жизненный путь человека как историю «формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». По Ананьеву, жизненный путь имеет определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программой и т.д. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например, дошкольный, младший школьный, старший школьный возраст.

Развитие личности как процесс социализации индивида осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, региона, в определенных социально-политических, экономических условиях, в этносоциальных, культурных, национальных традициях того народа, представителем которого он является. Это макроситуация личностного развития. В то же время на каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л.С. Выготский, складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение ребенка и окружающей его социальной действительности.

По Выготскому, социальная ситуация развития определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития; тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.

Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, рассматривается в качестве основного условия личностного развития. Подобно тому, как положение своего места в окружающем мире человек осознает не соответствующим своим возможностям и старается изменить его. Возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и этими возможностями. Согласно А.В. Петровскому, вхождение в жизнь ребенка как социального существа требует от него прохождения трех фаз:

- адаптации к действующим в этой общности нормам и формам взаимодействия, деятельности;

- индивидуализации, как удовлетворения потребности индивида в максимальной персонализации;

- интеграции личности в обществе.

Эти три фазы выступают как механизмы взаимодействия человека и общности, механизмы его социализации и личностного развития, которое осуществляется в процессе разрешения возникающих в этом взаимодействии противоречий. Личностное развитие человека соотносится с формированием его самосознания, образа «Я» (Я-концепция, Я-система), изменением потребностно-мотивационной сферы, направленности как системы отношений, развития личностной структуры, механизма самооценивания.

Все стороны личностного развития характеризуются внутренней противоречивостью, неоднородностью. В личностном, так же, как и в интеллектуальном плане, развитие ребенка идет от непроизвольности, импульсивности, ситуативности поведенческих реакций и поведения в целом к его произвольности, регулируемости. Эта тенденция проявляется в умении ребенка управлять своим поведением, сознательно ставить цели, преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодолевая трудности и препятствия. Произвольность и саморегуляция являются стержневой линией интеллектуально-личностного развития ребенка.

Произвольность поведения основана на постепенном переходе от внешней регуляции к саморегуляции. Особенно отчетливо эта тенденция просматривается в становлении самоконтроля, который является производным от внешнего контроля и оценивания.

Эти положения возрастной психологии всегда принимаются во внимание опытным учителем, когда он организует контроль и оценку знаний учащихся. От внешнего к внутреннему, от деятельности, организуемой учителем, к её самоорганизации учеником – вот магистральный путь личностного развития и саморазвития школьника.

Развитие ребенка как личности определяется формированием личностных новообразований:

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Понятие памяти и особенности ее развития в онтогенезе
А.Р. Лурия определяет память, как «запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта, после того как вызвавшие их явления исч ...

Методы осуществления целостного педагогического процесса.
Систему воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и учащихся, называют методом воспитания либо методом обучения. Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, ...

Психодиагностика новорожденного и грудного ребенка: критерии, особенности проведения
Психодиагностика раннего детства — совокупность методов и средств диагностики психического развития детей младшего возраста (новорожденных, младенцев, младших дошкольников). Психодиагностика раннего детства — важное и актуальное направлен ...