О методологических принципах исследования генезиса мышления

Материалы » О методологических принципах исследования генезиса мышления

Страница 3

Выделение и конкретное рассмотрение этапов практической деятельности дает возможность реконструировать особенности формирующегося логического мышления.

Особенно большое значение имеет анализ древнейших орудий труда. Это первые в истории предметы, ставшие опредмечиванием человека, «действительностью его собственных сущностных сил». Каждое орудие труда воплощает в себе определенный способ действия с ним, а также и способ его изготовления. Анализ орудий труда позволяет судить и непосредственно об уровне формирования мышления, о степени развития целеполагания — не случайно их называют «окаменевшим интеллектом эпохи». Однако лишь рассмотрение становящегося мышления в свете данных целого комплекса наук о возникновении человека и общества, а также сквозь призму данных детской психологии об умственном развитии ребенка позволит получить наиболее достоверную картину становления мышления.

Характеристика этапов практической деятельности позволяет установить основные особенности сознания и мышления в силу единства структуры материальной и идеальной деятельности (А.Н. Леонтьев). Опираясь на данные археологии, палеоантропологии и этнографии, мы обращаемся и к данным детской психологии для реконструкции особенностей этапов практической деятельности и соответствующих им типов идеальной деятельности.

Качественно определенные периоды индивидуального развития ребенка характеризуются материальными, ведущими формами его деятельности (А.Н.Леонтьев, Б.Д. Эльконин), которые представляют в «снятом» виде этапы практической деятельности людей.

Научная реконструкция процесса формирования мышления, идеальной деятельности невозможна без уяснения специфики «клеточки» социального отражения — понятия. При этом понятие берется не точки зрения формальной логики как форма уже сложившегося абстрактного мышления, в отвлечении от процесса ее возникновения и изменения, а как структурная единица становящегося мышления Существенные черты каждой конкретно-исторической формы понятия детерминированы специфическими особенностями каждого этапа формирующейся практической деятельности, развивающегося объекта практики и познания.

Для определения генетически исходной формы понятий методологическое значение имеет положение о том, что « .производство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни. Образование представлений, мышление, духовное общение людей являются здесь еще непосредственным порождением материального отношения людей». Становление абстрактного понятия происходит в процессе его «отплетения» от материальной деятельности.

Рассматривая этапы формирования мышления в его структурной единицы — понятия, необходимо использовать данные о формировании знака, языковой формы воплощения мышления, так как идеальное мышление человека не осуществляется как самостоятельный духовный процесс, оно изначально закрепляется, объективизируется в материальном носителе.

Для того, чтобы определить основные особенности логического мышления человека, необходимо рассмотреть их генетические предпосылки и провести четкую грань между, с одной стороны, логическим мышлением человека и, с другой стороны, мышлением его ближайших биологических родственников (антропоидов — высших человекообразных обезьян) и обезьяньих предков человека (австралопитеков).

Развитие форм психического отражения животных совершается в зависимости от развития их материальной деятельности, их стадных, «социальных» отношений, поэтому рассмотрение интеллектуальной деятельности высших обезьян следует проводить на основе анализа их материальной (орудийной) деятельности.

В естественных и специальных экспериментальных условиях обезьяны (в частности, шимпанзе) обнаруживают такие формы орудийной деятельности: использование веток, палок для доставания плодов (приманки), для сооружения гнезд, нагромождение камней (ящиков) для доставания плодов, бросание камней в цель (например, в павианов, леопардов), применение камней для раскалывания орехов, использование пережеванных листьев в качестве губки для извлечения остатков мозга из черепов павианов, для извлечения воды, до которой обезьяны не могут дотянуться губами и т.д. Обезьяны иногда расчленяют палки, расщепляют их, прежде чем использовать, пользуются ветками, предварительно очистив их от листьев, для выуживания термитов из термитников.

В серии опытов, проведенных Г.Ф. Хрустовым, шимпанзе последовательно использовал готовое орудие, затем подправлял его, чтобы можно было использовать, и, наконец, также изготовлял орудие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Личностные черты
Теории личности Г. Олпорта и Р. Кеттела придавали большое значение понятию «черта личности». (Олпортовская концепция «черты» соответствует понятию «фактор» у Кеттела.) Каждая личность обладает неким набором «общих черт». Конкретные индиви ...

Квалификация и профессиональные компетенции
Анализ зарубежных и информационных российских источников показывает, что в настоящее время не существует общепризнанного определения термина «профессиональная компетентность», однако выработано единое смысловое поле складывающейся концепц ...

Классификация функций невербального поведения
Мы осуществляем бесчисленное множество видов невербального поведения, некоторые из них имеют отношение к общению, некоторые - нет. Каждый из них имеет тем не менее свою причину и несет свой собственный, присущий ему смысл или сообщение, к ...