О методологических принципах исследования генезиса мышления

Материалы » О методологических принципах исследования генезиса мышления

Страница 4

Изучение стадной жизни обезьян позволяет сделать выводы о биологических предпосылках социальных отношений. Большую ценность представляет работа выдающейся исследовательницы Н.А. Тих — как фактические данные, накопленные ею в течение 30-летнего изучения жизни обезьян в Сухумском заповеднике, так и теоретические выводы. За последнее время собран большой материал наблюдений за стадной жизнью обезьян, живущих в естественных природных условиях. Это работы Джейн Гудолл, которая несколько лет провела в тропической Африке, в Танзании, наблюдая непосредственно за жизнью диких шимпанзе в Гомбе Дж. Шаллера, изучавшего жизнь горилл в естественных условиях, а также Г.Телеки, А.Сузуки и многих других. Этот материал подтверждает основные положения Н.А. Тих.

Сообщество обезьян — это биологическое безусловно-рефлекторное объединение, которое возникает как форма приспособления вида в среде. Н.А. Тих показала (и последующие наблюдения это подтвердили) что генетические предпосылки человеческого общения в стадных отношениях состоят прежде всего в том, что в стаде развиваются отношения взаимопомощи. Разумеется, внутри стада существует конкуренция и борьба за существование на основе удовлетворения потребностей особей — «зоологический индивидуализм», тем не менее, осуществляется взаимопомощь, благодаря которой собственно и существуй стадо. Формами ее являются взаимное обогревание, взаимное обслуживание, покровительство сильного животного слабым, совместное выступление против внешнего врага, но она почти не распространяется на способы добывания и распределения пищи — здесь преобладает соперничество и агрессия. Взаимопомощь, таким образом, выступает как одна из форм борьбы за существование, дающая преимущества стадным животным по сравнению с другими.

Одна из форм взаимопомощи — подражание, в силу которого опыт отдельной особи обогащается за счет опыта других. Благодаря подражанию в стаде развивается из первоначально безусловно-рефлекторных звуковых сигналов система звуковой коммуникации, специфичная для каждого данного стада, отличающаяся от звуковых средств коммуникации других стад. Двигательные средства общения также формируются на основе подражания, при этом они развиваются от полного действия до жеста, выражающего действие: агрессивное наскакивание перерастает в едва заметное движение одной из передних конечностей. Жесты заменяют действия. Жест угрозы, например, влечет то же последствие, что и непосредственное нападение одного животного на другое (Н.А. Тих, Дж. Гудолл).

Таким образом, стадные отношения, не выходя за рамки биологического приспособления животных к среде, вместе с тем содержат генетические предпосылки социальных отношений.

Каковы особенности психического отражения, интеллекта высших обезьян? И.П. Павлов и другие исследователи подчеркивают, что «интеллектуальное» решение осуществляется обезьяной в плане восприятия. Обезьяна «догадывается» использовать палку для доставания приманки лишь тогда, когда палка и приманка воспринимаются одновременно и обезьяна сопоставляет расстояние к приманке и размер палки. И.П. Павлов называл это мышление «наглядно-действенным мышлением, которое вы видите собственными глазами». Форма обобщения, характерная для этого интеллекта, — навык отличается коренным образом от навыка человека. Даже на ранних генетических ступенях в навыке человек усваивает общественно-историческую логику, «кристаллизованную» в орудиях; обезьяна же действует орудием как рукой, в орудии обезьяны — об этом свидетельствует огромный эмпирический материал — не закрепляется какой-то определенный способ действия с ним. Антропоидам присущи и представления, но они слабо развиты, ситуационно связаны; наиболее «прочны» представления об орудиях.

Г.Ф. Хрустов, обобщая серию своих усложняющихся экспериментов с шимпанзе, который от использования орудия (стержня для доставания приманки из трубы) перешел, в конце концов, к его изготовлению (из деревянного диска), заключает, что в психике обезьяны формируется обобщенное и закрепленное отражение основных параметров орудия — предметно-информационный комплекс, который отличается от человеческого целеполагания тем лишь, что возникает не в ходе общественного развития, а у отдельной особи в эксперименте и потому некоммуникативен, т.е. не может передаваться другим обезьянам. Известный психолог Ф. Кликс, анализируя опыты, в которых шимпанзе Джулия научилась открывать 14 ящиков (в каждом из ящиков лежал инструмент— ключ, отвертка ножницы — для открывания какого-то другого ящика), пришел к выводу о том, что у шимпанзе возникает нечто вроде «представления» о цели, а также «понятие»: «Понятия можно определить как классы эквивалентных операций над множеством предметных признаков. В этом смысле у Джулии формируется понятие «отвертка». Соглашаясь в основном с Ф. Кликсом, заметим лишь, что психическое образование, которое Ф. Клике считал понятием, как и в экспериментах Г.Ф. Хрустова, возникает у отдельной особи, а не в ходе общественно-исторического развития и не передается по следующим поколениям обезьян.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Особенности сенсорно-перцептивной сферы детей с нарушением слуха
У ребенка, имеющего нарушение слуха, процесс развития ощущений и восприятий протекает по тем же общим закономерностям, что и у нормально развивающегося ребенка. Вместе с тем, у детей с полной или частичной потерей слуха имеются определенн ...

Система памяти у человека
Карл Лэшли – пионер в области экспериментального исследования мозга и поведения – попытался дать ответ на вопрос о пространственной организации памяти в мозгу. Он обучал животных решению определенной задачи, а затем удалял один за другим ...

Особенности организации процесса обучения в России
В России процесс обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта зарождался под влиянием педагогических идей К. Д. Ушинского, В. П. Кащенко, которым принадлежит заслуга в создании первых учреждений для умственно отсталых детей (первый ...