Обоняние – терра инкогнита человеческих чувств

Материалы » Обоняние – терра инкогнита человеческих чувств

Страница 4

Запахи имеют странную способность «переносить» нас в иное психологическое пространство. Легкий запах трубочного табака, специфических духов, или давно забытого аромата может немедленно вызвать в воображении сцены и эмоции из прошлого. Многие писатели и художники изумлялись неизбежности появления этих воспоминаний.

"Когда уже ничего иного не существует из прошлого", - писал французский романист Марсель Пруст в «Воспоминании о прошлом» (The Remembrance of Things Past), "после того, как люди умерли, вещи сломаны и утеряны . запах и вкус вещей остаются неизменными долгое время, как души ., жизнерадостно несущие на крошечных, почти неосязаемых частичках своей сущности, великое явление памяти" . Эффект пробуждения воспоминаний через запахи получил в науке название: "синдром Пруста".

Пруст упомянул и вкус, и запах - и это справедливо, потому что большая часть вкуса пищи происходит от его аромата, который доносят к чувствительным клеткам носа ноздри, или который достигает этих клеток через полость рта.

Наши вкусовые рецепторы различают только четыре различных ощущения: сладкий, соленый, кислый, и горький. Другие вкусы происходят от запаха, и когда нос блокирован холодом, большинство пищевых продуктов кажется нам почти или совершенно безвкусными.

Восприятие феромонов (Греч. Φέρω - «Нести» + Ορμόνη - «Гормон»)

Изучая обонятельные механизмы, ученые установили, что каждое живое существо выделяет в микроскопических количествах биологически активные вещества - феромоны.

Одни феромоны выделяются в момент опасности, другие - в спокойной ситуации, и каждый раз они играют роль своеобразных регуляторов состояния человека - способствуют повышению или снижению артериального давления, увеличению или уменьшению частоты сердечных сокращений. Обнаружены феромоны, которые влияют на регуляцию менструального цикла женщин и их настроение, а есть и такие, которые выделяются матерью во время кормления грудью, благодаря чему младенец моментально находит сосок.

На сегодняшний день у человека открыто более двух десятков феромонов, каждый из которых участвует в важных процессах жизнедеятельности. Молекулярный состав феромонов чрезвычайно разнообразен и в то же время глубоко индивидуален. Он зависит от многих факторов - пола, возраста, особенностей организма, состояния психики и даже сиюминутного настроения человека.

По своему воздействию феромоны делятся на два основных типа: релизеры и праймеры.

Релизеры - тип феромонов, побуждающих особь к каким-либо немедленным действиям и используются для привлечения брачных партнёров, сигналов об опасности и побуждения других немедленных действий.

Праймеры используются для формирования некоторого определённого поведения и влияния на развитие особей: например, специальный феромон, выделяемый маткой. Это вещество подавляет половое развитие других пчёл-самок, таким образом превращая их в рабочих пчёл.

В качестве отдельных названий некоторых типов феромонов можно привести следующие:

эпагоны - половые аттрактанты;

одмихнионы - метки пути, указывающие дорогу к дому или к найденной добыче, метки на границах индивидуальной территории;

торибоны - феромоны страха и тревоги;

гонофионы - феромоны, индуцирующие смену пола;

гамофионы - феромоны полового созревания;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по теме:

Основные методологические принципы научной психологии
Методология – это система принципов организации теоретической и практической деят-ти, система правил и нормативов познания и способов построения теории. 1) Общенаучный метод – это система принципов, нормативов общих для всех областей знан ...

Основы логики: понятия по объему и умозаключения
Понятие – это форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или его свойство. Например, один объект мы называем горой, другой – небесным телом, третий – растением; одно свойство или признак мы называем мужеством, другой – хитростью ...

Правила задавания вопросов клиентам
По этим причинам начинающим консультантам вообще не рекомендуется задавать клиентам вопросы, исключая самое начало консультирования. Можно упомянуть еще несколько правил, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам: 1. Вопросы ...