Обоняние – терра инкогнита человеческих чувств

Материалы » Обоняние – терра инкогнита человеческих чувств

Страница 5

этофионы - феромоны поведения.

Феромоны, попадая в воздух, воспринимаются вомероназальным органом(далее - ВО), открытым в 1703 г. голландским военным хирургом Ф. Рюшем у солдата с лицевым ранением в область носа. В 1809 г. фон Зоммеринг подтвердил это наблюдение, обнаружив ВО при вскрытии трупов, а двумя годами позже Л. Якобсон впервые описал его у многих видов животных. В 1891 г. Потикье "переоткрыл" ВО у человека, обнаружив орган у 25% из обследованных им 200 взрослых. Вомероназальный орган реагирует на летучие феромоны и другие летучие ароматные вещества, в большинстве своём не ощущаемые как запах или слабо воспринимаемые обонянием.

«До недавнего времени, - утверждает старший научный сотрудник лаборатории развития нервной системы человека НИИ морфологии человека РАМН Виктория Игоревна ГУЛИМОВА, которая занимается проблемой «Запах и подсознание», - не было известно, что человек, подобно большинству животных, имеет дополнительный орган для восприятия запахов - вомероназальный, или якобсонов, который отличается от главного по расположению, строению рецепторных клеток, воспринимаемым запахам и даже по тому, в какие структуры мозга направляется полученная информация. Это не запасной вариант на случай отказа основного обоняния, а автономная система со своими особенностями и задачами.

Якобсонов орган - это два маленьких кармашка в основании носовой перегородки, - объясняет В. Гулимова. - Не очень глубоко - примерно на уровне заднего края крыльев носа. От них идут нервы, передающие сигнал в мозг. Мы в нашей лаборатории изучили множество человеческих эмбрионов в возрасте 7-8 недель и не нашли ни одного, у которого бы не было якобсонова органа! Но во втором триместре беременности происходит нечто странное: этот орган подвергается обратному развитию. В итоге далеко не все взрослые имеют развитый “второй нос”. Таких людей тоже примерно 60% от всего населения планеты.

Кстати, наличие “второго носа” у взрослых еще не означает, что он работает и действительно реагирует на феромоны или какие-либо еще пахучие вещества. Важно - сохранились ли в мозге те структуры, которые отвечают на поступающие от него сигналы. Главная из них - добавочная обонятельная луковица - то место в мозге, куда первым делом поступает информация от органа у животных.

Однако и научной, и широкой общественности пришлось испытать легкий шок, когда оказалось, что ВО человека не просто существует - есть данные о том, что он функционирует и может управлять поведением помимо нашей воли. Ведь запахи, воспринимаемые с его помощью, как правило, не осознаются. Они действуют на наши рецепторные клетки, откуда информация попадает непосредственно в передний мозг, а затем - в промежуточный и средний, в те самые центры, которые отвечают за родительское и социальное поведение. Под воздействием «запахов-невидимок» человек может проявить повышенную общительность по отношению к лицам своего или противоположного пола, вести себя агрессивно или, наоборот, излучать дружелюбие, по-разному относиться к детям, растениям или животным».

По словам Гулимовой, люди действительно могут увлечься друг другом с “первого нюха”. Дело в том, что существует связь между привлекательностью запаха полового партнера и набором генов. Последние определяют предпочтение при выборе полового партнера. Идеально подходящий спутник жизни должен значительно, но не чересчур отличаться от вас по этим генам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Статьи по теме:

Модифицированный вариант MMPI - тест СМИЛ
СМИЛ в первую очередь, нацелен на изучение личности. Многолетний опыт применения методики показал, что она в большей мере раскрывает канву психологически понятных переживаний и свойства личности, чем диагностирует психопатологию. В связи с ...

Виды мышления
Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Рассмотрим основные виды мышления. Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи непосредств ...

Методы осуществления целостного педагогического процесса.
Систему воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и учащихся, называют методом воспитания либо методом обучения. Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, ...