Для продуктивного контакта с людьми сотруднику таможенных органов мало обладать специальными познаниями, нужна еще особая психологическая подготовленность в сфере общения. Имеются в виду развитые качества рефлексии - опережающего восприятия, предвидения возможных поступков собеседника, способности быстро ориентироваться в свойствах его личности. Овладение искусством понимать людей и на этой основе управлять их поведением является важнейшим признаком профессионализма сотрудников таможенных органов.
Основу психологии профессионального общения в работе сотрудника таможенных органов составляют его общие и специфические закономерности. Последние определяются характером оперативно-служебных задач, содержанием и целями конкретной ситуации.
Выделяются следующие виды профессионального общения сотрудников таможенных органов:
1. Общение сотрудника с коллегами по работе в служебном коллективе;
2. Общение с лицами, причастными к совершению правонарушений;
3. Общение с лицами, оказывающими содействие в предупреждении, выявлении и раскрытии преступлений;
4. Общение с лицами, скрывающими информацию о преступлении, вступающими в конфликт с сотрудниками таможенных органов;
5. Общение с иными лицами.
Общение сотрудника в коллективе характеризуется следующими основными особенностями:
- формализованностью и регламентацией служебного общения статусом сотрудников, их должностными обязанностями, правами и ответственностью, приказами, инструкциями и другими нормативными актами;
- сочетанием в эпизодах общения служебных, общественных и личных целей и интересов сотрудников таможенных органов;
- знанием участниками общения личных особенностей и стилей поведения друг друга;
- особой регламентацией движения оперативной информации.
Общение сотрудника с лицами, указанными в пунктах 2,3,4,5 может отличаться следующими особенностями:
- скрытым или открытым противодействием, установкой на борьбу;
- высоким уровнем ответственности;
- зачастую оно носит публичный характер;
- высокой эмоциональной напряженностью, фрустрированностью;
- часто носит стрессовый характер;
- правовой регламентацией и, как правило, фиксацией содержания.
Таким образом, в содержании и методах психологической подготовки сотрудников таможенных органов необходимо учитывать:
1. Трудности общения, определяемые сложностью, проблемностью служебной деятельности и самих ситуаций профессионального взаимодействия;
2. Особенности профессиональных контактов, формирующих у сотрудников таможенных органов опыт решения трудных ситуаций;
3. Типичные варианты личных затруднений и неадекватного общения сотрудников - стратегии обходного решения проблем, уклонения от сложных вариантов общения, профессиональная ограниченность и ригидность личностного пространства общения и т.д.
Отсюда система обучения сотрудников таможенных органов технике общения должна включать анализ типичных вариантов служебного взаимодействия (соответствующих интеракций), типичные стратегии и личностные предпочтения (индивидуальный стиль) общения, а также содержание и структуру процессов коммуникации.
Статьи по теме:
Актуальные проблемы организации
учебно-воспитательного процесса в современной школе
В современной школе существует целый ряд нерешенных или недостаточно решенных проблем, которые актуальны для профессиональной деятельности учителя.
1. Низкая активность учащихся в процессе обучения, т.е. недостаточная интенсивность и эфф ...
Особенности личностного развития в пожилом возрасте
Старение является неизбежным элементом развития, как отдельных людей, так и всего населения. Именно старость очерчивает перспективу развития личности.
Для понимания личности в старости необходимо рассмотреть влияние внешних условий на пр ...
Ощущение
Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия - раздражением. Раздражение вызывает еще один процесс-возбуждение. Таки ...
Актуально о психологии