Виды профессионального общения сотрудников таможенных органов.

Материалы » Общение и его функции » Виды профессионального общения сотрудников таможенных органов.

Страница 1

Для продуктивного контакта с людьми сотруднику таможенных органов мало обладать специальными познаниями, нужна еще особая психологическая подготовленность в сфере общения. Имеются в виду развитые качества рефлексии - опережающего восприятия, предвидения возможных поступков собеседника, способности быстро ориентироваться в свойствах его личности. Овладение искусством понимать людей и на этой основе управлять их поведением является важнейшим признаком профессионализма сотрудников таможенных органов.

Основу психологии профессионального общения в работе сотрудника таможенных органов составляют его общие и специфические закономерности. Последние определяются характером оперативно-служебных задач, содержанием и целями конкретной ситуации.

Выделяются следующие виды профессионального общения сотрудников таможенных органов:

1. Общение сотрудника с коллегами по работе в служебном коллективе;

2. Общение с лицами, причастными к совершению правонарушений;

3. Общение с лицами, оказывающими содействие в предупреждении, выявлении и раскрытии преступлений;

4. Общение с лицами, скрывающими информацию о преступлении, вступающими в конфликт с сотрудниками таможенных органов;

5. Общение с иными лицами.

Общение сотрудника в коллективе характеризуется следующими основными особенностями:

- формализованностью и регламентацией служебного общения статусом сотрудников, их должностными обязанностями, правами и ответственностью, приказами, инструкциями и другими нормативными актами;

- сочетанием в эпизодах общения служебных, общественных и личных целей и интересов сотрудников таможенных органов;

- знанием участниками общения личных особенностей и стилей поведения друг друга;

- особой регламентацией движения оперативной информации.

Общение сотрудника с лицами, указанными в пунктах 2,3,4,5 может отличаться следующими особенностями:

- скрытым или открытым противодействием, установкой на борьбу;

- высоким уровнем ответственности;

- зачастую оно носит публичный характер;

- высокой эмоциональной напряженностью, фрустрированностью;

- часто носит стрессовый характер;

- правовой регламентацией и, как правило, фиксацией содержания.

Таким образом, в содержании и методах психологической подготовки сотрудников таможенных органов необходимо учитывать:

1. Трудности общения, определяемые сложностью, проблемностью служебной деятельности и самих ситуаций профессионального взаимодействия;

2. Особенности профессиональных контактов, формирующих у сотрудников таможенных органов опыт решения трудных ситуаций;

3. Типичные варианты личных затруднений и неадекватного общения сотрудников - стратегии обходного решения проблем, уклонения от сложных вариантов общения, профессиональная ограниченность и ригидность личностного пространства общения и т.д.

Отсюда система обучения сотрудников таможенных органов технике общения должна включать анализ типичных вариантов служебного взаимодействия (соответствующих интеракций), типичные стратегии и личностные предпочтения (индивидуальный стиль) общения, а также содержание и структуру процессов коммуникации.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Определение психики. Понятие психического отражения
Психика – это св-во высокоорганизованной живой материи, заключается в активном отражениии субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деят-ти. 1) псих ...

Внешние факторы инстинктивного поведения.
Когда говорят об автономности внутренних факторов поведения, об их независимости от внешней среды, то необходимо помнить, что эта независимость является лишь относительной. Уже из приведённыъх опытов Хольста видно, что эндогенная активнос ...

Общение как форма межличностных отношений
Человек представляет собой существо социальное, поэтому реализации социальных отношений, для достижения поставленных целей в процессе деятельности необходимо общение. В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовоспри ...