Виды профессионального общения сотрудников таможенных органов.

Материалы » Общение и его функции » Виды профессионального общения сотрудников таможенных органов.

Страница 2

В процессе общения необходимо выделять три стороны:

· взаимодействие друг с другом (интерактивная сторона);

· восприятие и понимание другого человека (перцептивная сторона);

· обмен информацией (коммуникативная сторона).

Взаимодействие друг с другом

- характеристика тех компонентов общения, которые связаны с непосредственной организацией их совместной деятельности. Основными компонентами процесса взаимодействия являются люди, участвующие в нем, их взаимная связь и вытекающее отсюда взаимное воздействие друг на друга.

Не менее существенным компонентом процесса взаимодействия общающихся индивидов является и факт их взаимных изменений, как результат взаимовлияния друг на друга.

Различают два основных типа взаимодействия: кооперация и конкуренция.

Кооперация подразумевает сотрудничество, согласие, ассоциацию, приспособление, что способствует общению. Конкуренция же подразумевает соперничество, конфликт, оппозицию, диссоциацию. Конкуренцию можно рассматривать как положительно, так и отрицательно влияющей на процесс общения.

К числу некоторых признаков поведения при общении относят:

- стремление к солидарности, подбадривание других;

- спокойствие, чувство удовлетворенности, легкое и непринужденное поведение со всеми;

- свободное высказывание мнений, оценка событий, фактов .

- высказывание неодобрения, отказ от участия в совместной деятельности;

- проявление напряженности (стесненность, беспокойство .).

Восприятие и понимание человека человеком

.

Процесс формирования образа другого человека достигается "прочтением" физических характеристик, психологических свойств и особенностей поведения. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация и рефлексия.

При оценке восприятия необходимо учитывать:

1. Объект восприятия не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, воздействуя на субъект восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону.

2. Внимание субъекта сосредоточено на смысловых и оценочных интерпритациях объекта восприятия, в том числе и причинных.

3. Восприятие характеризуется большой слитностью познавательных и эмоциональных компонентов.

Коммуникативная сторона общения заключается в выявлении специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами, т.е. с учетом отношений между партнерами, их установок, целей, намерений, что приводит не просто к "движению" информации, но и к уточнению и обогащению тех знаний, которыми обмениваются люди.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов:

1. Побудительной - рассчитанной на стимуляцию действий /активизацию - запрет - дестабилизацию/.

2. Констатирующей - выступающей в форме сообщения, не предполагающей непосредственного изменения поведения.

Основными средствами коммуникативного процесса являются:

1. Звуковая система - вербальная /речевая/ коммуникация, имеющая универсальные свойства, при которой менее всего теряется смысл сообщения.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Виды мышления
Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Прежде всего, весьма различным может быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт, ...

Невербальная коммуникация
Другой вид коммуникации включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую, 2) пара-экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, 4) визуальный контакт. Совокупность этих средств ...

Организационная культура и мотивация персонала
Задача развития персонала решается более успешно, если мотивация сотрудников соответствует характеристикам организационной культуры (ОК), обеспечивающей сильные позиции компании в конкурентной среде бизнеса. Такое соответствие может дости ...