Интеллект

Общая психология » Интеллект

Страница 1

При изучении творческого мышления психологами была выделена относительно обособленная психическая функция – интеллект. Он тесно взаимосвязан со всеми познавательными функциями человека, однако для того, чтобы успешнее исследовать процесс решения задач, интеллект рассматривается как отдельная функция. Интеллект основывается на памяти, внимании, скорости протекания психических процессов, способности к упражняемости, развитию понимания языка, степени утомляемости при совершении мыслительных операций, способности к логическому мышлению, находчивости и пр.

Концепций интеллекта существует множество, между представителями различных направлений в психологии всегда велись горячие споры о том, что же именно называть интеллектом. В результате выделились три наиболее распространенных подхода к этому понятию.

1. Биологический подход рассматривает интеллект как способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации.

2. Педагогический подход говорит об интеллекте как о способности к обучаемости.

3. Структурный подход рассматривает интеллект как способность адаптации средств к цели, т. е. интеллект с точки зрения структурного подхода является совокупностью тех или иных способностей.

Впрочем, многие психологи вследствие неоднозначности и неясности понятия используют такое своеобразное определение: «Интеллект – это то, что измеряется тестами на интеллект».

Так, например, американский психолог Л. Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

1) счетную способность – умение считать, производить арифметические операции;

2) вербальную (словесную) способность – речевую гибкость и одаренность, т. е. умение быстро подбирать слова, максимально точно выражающие мысль;

3) вербальное восприятие – легкость в понимании устной и письменной речи;

4) пространственную ориентацию – возможность без затруднений представить, как будет выглядеть в пространстве в различных ракурсах тот или иной предмет;

5) память;

6) способность к рассуждению;

7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Согласно представлениям Гилфорда умственные операции, включенные в интеллектуальное действие, могут быть классифицированы по следующим признакам:

1) по характеру: оценивание, синтез, анализ, запоминание, познание;

2) по продукту: единица, класс, отношение, система, трансформация, рассуждение;

3) по содержанию: действие с материальными объектами, символами, семантические операции, поведение.

Первая методика интеллектуального тестирования была создана в 1880 г. Дж. Кэттелом. Она еще не была специфической и измеряла как интеллектуальные, так и сенсомоторные функции (например, скорость реакции). В 1903 г. появился тест А. Бине. В нем оценивалось развитие таких психологических функций, как понимание, воображение, память, сила воли и способность к вниманию, наблюдению и анализу. Параллельно с этим широкое распространение получила идея стадийного различия – так называемый умственный возраст. В. Штерн в 1911 г. предложил методику исследования коэффициента интеллекта (IQ) как отношения умственного возраста к хронологическому. Наиболее широкое распространение получила методика Айзенка. Согласно исследованиям Айзенка между сложностью задачи и временем, затраченным на ее решение, существует логарифмическая зависимость. Общий уровень интеллектуальных способностей определяется с помощью комплекса тестов с использованием словесного, цифрового и графического материала. Задания делятся на 2 типа:

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Организация исследования
Экспериментальное исследование проводилось в 2008 году в с. Степановки Оренбургской области. Исследование проходило в детском саду №1 «Огонек» в средней группе для детей с общим недоразвитием речи и в детском саду №2 «Солнышко» в средней ...

Индивидуальные качества мышления
Приведём пример нескольких индивидуальных качеств, присущих каждому человеку. Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетли ...

Влиние общения на психическое развитие ребенка
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. С первых дней жизни ребенка общ ...