Общественная идеология

Страница 3

Но, если говорить строго, развитие тенденций общественной психологии нельзя оторвать от обратного воздействия идеологий, поэтому явное несоответствие некоторой идеологии реальной жизни становится заметным только в самом конце жизни соответствующей тенденции общественной психологии.

После того как некоторая существенная тенденция общественной психологии умирает, умирает и становится анахронизмом соответствующая ей идеология: она продолжает жить лишь на бумаге и в речах её апологетов, а в сердцах и умах большинства людей отклика не находит и, поэтому, перестаёт быть побудительным мотивом их действий. В этом случае можно сказать, что идеология себя исчерпала. Именно исчерпала, а не устарела: идеология умирает, не старея, так как её истинная часть – познанные закономерности природы и общества – живёт вечно.

Следует отметить ещё один важный момент. Выше было сказано, что общественная психология имеет своей главной причиной общественное бытие, и это действительно так. Однако искать, в свою очередь, причины идеологий в общественном бытие было бы неправильно, так как в готовом виде они там не содержатся.

Дело в том, что любая идеология не может быть всеохватывающей и глобальной, то есть увязанной со всеми существенными тенденциями общественной психологии. Напротив, она всегда ограничена, то есть отражает только одну, или некоторые из них

В свою очередь, любая тенденция общественной психологии возникает не только как результат непосредственного отражения общественного бытия данной эпохи в сознании некоторых людей, но и как результат отражения общественного сознания в сознании этих людей.

В силу этого необходимо и целесообразно любую тенденцию общественной психологии рассматривать как результат непосредственного воздействия на людей материальных (главных) причин из общественного бытия данной эпохи и идеальных причин, исходящих из сферы общественного сознания.

Первичное, непосредственное воздействие общественного бытия на общественную психологию может быть, в значительной степени, познано идеологом, и, в этом смысле, он может, в значительной степени, объяснить, почему возникла и сформировалась та или иная тенденция общественной психологии, но вторичное воздействие общественного бытия – через общественное сознание – на формирование этой тенденции познать и объяснить полностью нельзя: на низшей ступени общественного сознания возникает мощный, не предсказуемый идеальный фактор, который принимает активное участие в формировании тенденций общественной психологии и вносит неопределённость в процесс этого формирования, причём эта неопределённость является принципиально не устранимой.

Хорошо известно, что человек не машина, и его поведение не детерминировано строго общественным бытием, то есть зависимость общественной психологии от общественного бытия данной эпохи является не жёсткой.

Можно сказать, что одна и та же информация, идущая из материального мира, при прочих равных условиях, перерабатывается в сознании отдельных людей, вообще говоря, не адекватно и претерпевает в головах этих людей качественный скачок, величину которого предсказать нельзя.

Неоднозначное поведение человека можно объяснить наличием постоянного информационного «шума» (своеобразного невидимого и неслышимого идеального фона), исходящего из сферы общественного сознания.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Взаимодействие как организация совместной деятельности
Единственным условием, при котором этот содержательный момент может быть уловлен, является рассмотрение взаимодействия как формы организации какой-то конкретной деятельности людей. Общепсихологическая теория деятельности, принятая в отече ...

Личность и её интересы
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности. Рассмотрим несколько определений. Для бол ...

Понятие об ощущении и его физиологической основе
Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное. Но ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе л ...