Когнитивная психология

Страница 1

Когнитивная психология

— одно из самых популярных научных направлений в западной и отечественной психологии. Термин «когнитивный» (от англ. cognition — знание, познание) означает познавательный.

Основателями когнитивной психологии считаются Д. Миллер, Д. Брунер и У.Найссер.

Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение.

Таким образом, когнитивная психология охватывает практически все познавательные процессы — от ощущений до восприятия, распознавания образов, памяти, формирования понятий, мышления, воображения.

В своей фундаментальной работе «Познание и реальность» (1976) У. Найссер пишет, что «Когнитивная, или иначе познавательная, активность — это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии».

Знание о мире не является простой совокупностью сведений о мире. Представления человека о мире программируют, проектируют его будущее поведение. И то, что человек делает и как он это делает, зависит не только от его стремлений и потребностей, но и от относительно изменчивых представлений о реальности.

Широкое распространение в зарубежной и отечественной психологии получила теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера

(1957).

Итак, представителями когнитивной психологии получено много важных данных, делающих более понятным процесс познания в целом, и установлено немало закономерностей отдельных познавательных процессов.

. Гуманистическая психология

Гуманистическая психология (от англ. humanistic psychology) - направление в западной, преимущественно американской, психологии, в рамках гуманистического подхода. Гуманистический подход появился как ответ и противопостравление административно-авторитарному, безличному подходу к человеку, господствовавшему в начале XX века. Смотри статью Н.И.Козлова Границы гуманистической психологии и требования психологии реалистической

Гуманистическая психология сформировалась в 1960-х гг. XX в., изучала психологически здоровых, зрелых, творчески активных людей. Позже взгляды гуманистической психологии и гуманистического подхода в целом распространились на область психотерапевтической работы.

Основные методологические принципы и положения:

-Человек целостен и должен изучаться в его целостности.

-Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические обобщения.

-Человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность.

-Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека.

-Человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.

-Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.

-Человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

Истоки этих идей в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Невербальное общение в педагогическом взаимодействии
Содержанием труда учителя является содействие психическому развитию ученика, а главным инструментом выступает его психическое взаимодействие с ребенком, педагогическое общение. Общение, согласно А.А. Леонтьеву, составляет необходимое и с ...

Общая характеристика мышления
Прежде чем перейти к характеристике мышления остановимся на основных психологических процессах предшествующих мышлению. Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, так называемого чувственного познания, которое протекает ...

Жесты
Беглого взгляда на руки того или иного человека бывает достаточно, чтобы выдвинуть предварительное предположение о его натуре. Изучение жестов (жестика) ─ составляет основную часть науки о бессловесном языке общения. Поэтому наиболе ...