Эмоционально–волевая сфера личности

Материалы » Основные задачи психологии и педагогики » Эмоционально–волевая сфера личности

Страница 3

Флегматический темперамент определяется сильным, уравновешенным и инертным типом нервной системы. У таких людей психические процессы отличаются инертностью и замедленным реагированием на раздражители; эмоции относительно уравновешенные, сопровождаются сравнительно сдержанной мимикой, невыразительными движениями, взглядами, а также неразговорчивостью.

Холерический темперамент обусловлен сильным неуравновешенным (безудержным) типом высшей нервной деятельности. Люди с таким темпераментом отличаются повышенной возбудимостью, когда процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Им присущи неуравновешенность в поведении, несдержанность, быстрота реакции, выразительные мимика и жесты, порывистость и резкость в движениях, нетерпеливость, вспыльчивость и не всегда обдуманные действия.

Способности – индивидуальные психологические особенности личности, определяющие уровень успешности выполнения какой – либо деятельности.

Способности имеют психическую природу, индивидуальность и связаны с успешной деятельностью. Существует три точки зрения на природу способностей человека:

все способности человека врожденные и передаются по наследству;

способности человека приобретаются прижизненно. Их развитие всецело зависит от социальных условий. У любого человека можно развить любые способности;

способности развиваются прижизненно, но на основе определенных задатков. Под задатками понимают строение мозга, особенности функционирования нервной системы, особенности строения анализаторных систем, особенности строения тех или иных органов человека. На основе одних и тех же задатков можно развить разные способности.

Виды способностей:

Потенциальные – не реализуются в конкретном виде деятельности, но проявляются при изменении социальных условий.

Актуальные – способности, которые реализуются и развиваются в определённых видах деятельности.

Выделяют:

Общие способности – совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, которые важны во многих видах деятельности.

Специальные способности – индивидуально-психологические особенности, позволяющие успешно овладевать какой-либо определённой деятельностью.

Частные способности, которыми располагает человек, но они не имеют рационального предназначения.

Способности также подразделяют на репродуктивные и творческие; на когнитивные, перцептивные, мнемонические, лингвистические, речевые.

Способности человека развиваются в процессе деятельности. Выделяют следующие уровни развития способностей:

Мастерство – совершенство в конкретном виде деятельности; предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем.

Талант – высокий уровень развития специальных способностей.

Гениальность – высший уровень развития способностей. Высокий уровень одарённости связан с незаурядностью в различных областях деятельности.

Характер – система устойчивых мотивов и способов поведения, образующий поведенческий тип личности.

Характер, являющийся одной из составляющих структуру личности, отличается от некоторых других её свойств сравнительно большей стабильностью и устойчивостью. Результаты многочисленных исследований, практика обучения и воспитания людей показывают, что абсолютное большинство свойств характера не является застывшим образованием, а изменяется на протяжении всей жизни индивида. На своеобразии в изменениях этих свойств сказываются общественные условия, жизненные обстоятельства, социальная среда, образ жизни, социальный статус и социальная роль, направленность и позиция личности, проявляемые в той или иной общности людей.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Выводы
Научная психология — система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному опреде ...

Особенности развития памяти у детей с общим недоразвитием речи
Согласно мнению П.П. Блонского [5], в процессе развития ребенок осваивает четыре последовательные ступени памяти: моторную (память-привычку), аффективную, образную и вербальную. При этом он выделяет основные виды памяти, как генетически р ...

Внутренние факторы инстинктивного поведения
Как уже упоминалось, проблема инстинкта и научения непосредственно связана с другой, не менее важной проблемой – проблемой внутренних и внешних факторов, мотивации поведения. Долгое время считали, что инстинктивные действия определяются ...