Эмоционально–волевая сфера личности

Материалы » Основные задачи психологии и педагогики » Эмоционально–волевая сфера личности

Страница 1

В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.

Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение и стресс:

Аффект – сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом (порой эта реакция и воздействующие раздражители осознаются недостаточно – и это одна из причин практической неуправляемости сознанием).

Эмоции – более длительное состояние, чем аффект. Они – реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека.

Чувства – еще более чем эмоции устойчивые психические состояния, имеющие чётко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-либо или чему-нибудь. В зависимости от направленности чувства делятся на: моральные (переживание человеком его отношения к другим людям), интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью), эстетические (чувства красоты при восприятии искусства, явлений природы), практические (чувства, связанные с деятельностью человека).

Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее всё поведение человека. С точки зрения влияния на деятельность человека различают: стенические – активирующие деятельность человека и астенические – переживания характеризуются пассивностью (холод, голод, печаль).

В зависимости от удовлетворения или неудовлетворения потребностей делят на положительные (радость, любовь, удовольствие) и неудовольствие (страх, ненависть, печаль).

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами. Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. Для сложного волевого действия характерны следующие этапы:

осознание цели и стремление достичь её;

осознание ряда возможностей достижения цели;

появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

борьба мотивов и выбор;

принятие одной из возможностей в качестве решения;

осуществление принятого решения;

преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодолений препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Взаимодействие школы и семьи
Первый год в школе ‑ это и своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все их недоработки: невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта, неумение помочь. Еще чаще из добрых побуждени ...

Детско-родительские отношения в неполных семьях
Неполная семья - это группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [19, с. 124]. Неполная семья возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из ...

Связь образа «Я» с профессионально важными качествами
А.А. Деркач и Н.В. Кузьмина, раскрывая понятие о профессионализме личности и определяя профессионально важные качества личности как «проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способност ...