Основные методы исследования готовности детей к школьному обучению

Материалы » Основные методы исследования готовности детей к школьному обучению

Страница 2

Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает: дифференцированное восприятие; аналитическое мышление (выделение основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); логическое запоминание, интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; развитие тонких движений руки и зрительно- двигательной координации.

Социально- психологическая готовность

Включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы, справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Психологическая готовность к школе обусловлена анатомо-физическим созреванием организма ребенка. К 7-ми годам совершенствуется морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программы действий.

Возрастает подвижность нервных процессов, отмечается большее равновесие, чем у дошкольников, процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют.

Возрастает значений второй сигнальной системы, слово приобретает обобщающее значение. Существенное изменение в органах и тканях тела, существенно повышающее физическую выносливость. Все это создает благоприятные предпосылки для осуществления учебной деятельности.

Очень важно выявить уровень психического развития и индивидуальных особенностей ребенка при поступлении в школу, с целью оказания помощи в раскрытии задатков, способностей и наиболее полной их реализации.

Таким образом, понятие готовность к школе - сложное и включает в себя: личностную, интеллектуальную и социально- психологическую готовность. И лишь при наличии всех этих трех компонентов готовности можно говорить о том, что ребенок готов к школьному обучению.

Современная школа не начинает обучение с нуля. Она рассчитывает на то, что дети приходят в класс с достаточным кругом знаний и навыков, а также с достаточной зрелостью структур личности, для того, чтобы воспринимать и запоминать полученную в школьной обстановке информацию. Естественно, что ребенок, не обладающий свойствами, характерными для готового к школе ребенка не может полноценно воспринимать эту информацию и успешно учиться. Поэтому так важно педагогам- психологам исследовать готовность каждой отдельной сферы личности ребенка к обучению в школе.

Главными предметами исследования в данном случае являются следующие сферы:

1. Познавательная сфера (когнитивная) очень бурно развивается в дошкольном возрасте. Ведь в ребенке от природы заложен инстинкт познания и исследования мира. Особый скачок она делает в 1 год, в 3 и 5 лет- кризисные периоды, характеризующиеся появлением принципиально нового в структуре личности ребенка. Он хочет познать окружающий мир, в результате развиваются его когнитивные процессы, а в частности:

· Внимание- проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность обучения в школе. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений, что проявляется в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, частой сменой деятельности.

К 6-7 годам у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и неинтересного.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Выражение лица (мимика)
Выражение лица — главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции — счастье, любовь и удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции — печаль, гнев и отвращение. Обычно эмоции ассоциируются с м ...

Потребности
Одним из основных источников активности личности являются потребности. Потребность выражает зависимость личности от конкретных условий существования. Специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности челове ...

Объект как интроекция
Самонаблюдение традиционно интегрирует экспериментальный филогенез, как и предсказывают практические аспекты использования принципов гештальпсихологии в области восприятия, обучения, развития психики, социальных взаимоотношений. Проекция ...