Произвольность внимания развивается постепенно, по мере развития его отдельных свойств, таких как:
ОБЬЕМ ВНИМАНИЯ - определяется количеством однородных предметов, которые охватывает сознание ребенка. Для его определения ребенку предлагается в таблице с набором знаков, фигурок или цифр, которые располагаются в произвольном порядке зачеркнуть определенный вид фигурок или цифр (например, треугольник или в случае с цифрами- 7, 5 или 4). Инструкцию можно усложнить, попросив называть знаки вслух. Фиксируется время выполнения задания и количество ошибок. Большинство детей 6-7 лет выполняют это задание за 2-3 минуты и почти без ошибок (при наличии 14 строк знаков по 10 знаков в каждой).
КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ – интенсивность сосредоточения на одном или нескольких объектах. Проверяется с помощью пары картинок, содержащих 10-15 отличий. Ребенка просят сравнить картинки и назвать все их различия. Учитывается скорость, результативность, число правильно названных различий. Норма в среднем 1-3 минуты (в зависимости от сложности картинки).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ - это возможность концентрироваться не на одном, а на двух или большем числе различных объектов. Это дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя не одного из них из поля своего внимания. Для проверки его берется бланк с различными элементами фигур и образец с эталонами- целыми фигурками. Ребенка просят, сравнивая фигуры с эталоном одним- двумя штрихами дополнить их до полных фигур. Нормой для 7 лет является выполнение этого задания за 3-4 минуты (при не более 5 ошибках).
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ - возможность сознательного и осмысленного перемещение внимания с одного объекта на другой. Хорошая переключаемость означает способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой. Рассеянность в житейском смысле слова и означает плохую переключаемость внимания. Развить и проверить переключаемость можно, показывая ребенку различные слова. Он должен по договоренности отреагировать на определенные слова (например, обозначающие животных) хлопком, звуковым обозначением или другим знаком. В 7 лет это задание выполняется почти безошибочно.
УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ - определяется длительностью времени, в течение которого сохраняется его концентрация. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий: особенности задания, степень его трудности, понятности, интереса и сформированных волевых качеств. Хороший уровень сформированности внимания у ребенка свидетельствует и о развитии у него самоконтроля. Проверить устойчивость можно с помощью переплетенных между собой линий, пронумерованных у начала и конца (эти номера не совпадают). Ребенок должен без помощи пальца провести от начала линии к концу, сопоставив номера в начале и в конце. Дети 7 лет справляются с заданием за 1-2 минуты почти без ошибок.
Таким образом, различные свойства внимания в значительной мере не зависимы друг от друга: внимание, хорошее в каком- то одном отношении, может быть не столь совершенно в другом.
Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов. Понимание этого является особенно важным в развитии и тренировке внимания. Безусловно, все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений.
· ВОСПРИЯТИЕ- это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств.
В старшем дошкольном возрасте дети уже хорошо различают цвет и форму предметов. Узнав названия геометрических фигур, они свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых вещах: «Дверь - это прямоугольник, абажур лампы - шар» и т.д. По силуэту или незначительным деталям ребенок определяет предмет и различает его величину, форму, удаленность и др. Если у ребенка хорошо развита речь, то он использует многообразные обозначения пространственных отношений: «Надо спуститься вниз, потом повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону».
Статьи по теме:
Феномен общения
Принципиальной теоретической основной междисциплинарных исследований проблем развития и формирования личности являются фундаментальные положения о социальной сущности человека.
Личность катализирует в своей психологической структуре обще ...
Поведенческая и когнитивная психотерапия.
Поведенческая психотерапиярассматривает различные виды научения (обуславливания) как основные поведенческие техники. Суть оперантного обуславливания можно отразить следующим образом: поведение закрепляется (контролируется) его результатам ...
Типы неполных семей
Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть дополнительная категория – так называемые функциональные неполные семьи. В этой группе двое родителей, но професс ...
Актуально о психологии