Понятие об ощущении и его физиологической основе

Материалы » Основные понятия психологии » Понятие об ощущении и его физиологической основе

Страница 2

В зависимости от месторасположения рецептора различают внешние анализаторы (у которых рецепторы находятся на поверхности тела) и внутренние (у которых рецепторы расположены во внутренних органах и тканях). Промежуточное положение занимает двигательный анализатор, ецепторы которого находятся в мышцах и связках. Для всех анализаторов общими являются болевые ощущения, благодаря которым организм получает информацию о разрушительных для него свойствах раздражителя.

ХАРАКТЕРИСТИКИ АНАЛИЗАТОРОВ

1. Психологическая зависимость между интенсивностью ощущения и силой вызывающего его раздражителя - «порог ощущений». Нижний порог ощущений - минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение (и о). Верхний порог - максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор.Интервал между верхним и нижним поргом ощущений – «диапозон чувствительности».

2. Дифференциальный, разностный порог - наименьшее изменение в силе и характере действующего раздражителя, замечаемого человеком. Благодаря этому порогу мы постоянно улавливаем неболыше изменения параметров внешней и внутренней среды: степень освещенности, увеличение или уменьшение силы звука, вибрации. Пороги всех ощущений индивидуальны для каждого человека, их характеристики предопределены генетически, относительно стабильны, хотя и испытывают большие возрастные колебания.

3. Оперативный порог различимости сигналов - точность и скорость различения достигают максимума. Он в 10-15 развыше дифференциального порога.

4. Интенсивность ощущения (Е) прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя и (закон Вебера - Фехнера) Е= кк^ + с.

5. Временной порог - минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений. Пространственный порог определяется минимальным размером едва ощутимого раздражителя. Острота зрения - способность глаза различать мелкие детали предметов. Размеры предметов выражаются в угловых величинах, которые связаны с линейными размерами по формуле 1д а/2 = п/21., где а - угловой размер объекта, И - линейный размер, Е-расстояние от глаза до объекта. У людей с нормальным зрением пространственный порог остроты зрения равен 1 угл.мин, минимально допустимые размеры элементов отображения, предъявляемые человеку должны быть на уровне оперативного порога не менее 15 угл.мин (для предметов простой формы). Для сложных предметов, опознание которых ведется по внешним и внутренним признакам не менее 30-40. Объем зрительного восприятия - число объектов, которые может охватить человек в течение одного взгляда (при предъявлении не связанных объектов - 4-8 элементов).

6. Латентный период реакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. После окончания воздействия раздражителя зрительные ощущения исчезаютне сразу, а постепенно (инерция зрения = 0,1-0,2 сек). Поэтому время действия сигнала и интервал между появляющимися сигналами должны быть не меньше времени сохранения ощущений, равного 02-0,5 сек. Иначе замедляется скорость и точность реагирования, поскольку во время прихода нового сигнала в зрительной системе человека еще будет оставаться образ предыдущего сигнала.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Развитие мышления
Мышление младшего дошкольника отличается качественным своеобразием. Ребенок - реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не умеет видеть ситуа ...

Виды мышления
Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Рассмотрим основные виды мышления. Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи непосредств ...

Правила задавания вопросов клиентам
По этим причинам начинающим консультантам вообще не рекомендуется задавать клиентам вопросы, исключая самое начало консультирования. Можно упомянуть еще несколько правил, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам: 1. Вопросы ...