Понятие об ощущении и его физиологической основе

Материалы » Основные понятия психологии » Понятие об ощущении и его физиологической основе

Страница 2

В зависимости от месторасположения рецептора различают внешние анализаторы (у которых рецепторы находятся на поверхности тела) и внутренние (у которых рецепторы расположены во внутренних органах и тканях). Промежуточное положение занимает двигательный анализатор, ецепторы которого находятся в мышцах и связках. Для всех анализаторов общими являются болевые ощущения, благодаря которым организм получает информацию о разрушительных для него свойствах раздражителя.

ХАРАКТЕРИСТИКИ АНАЛИЗАТОРОВ

1. Психологическая зависимость между интенсивностью ощущения и силой вызывающего его раздражителя - «порог ощущений». Нижний порог ощущений - минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение (и о). Верхний порог - максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор.Интервал между верхним и нижним поргом ощущений – «диапозон чувствительности».

2. Дифференциальный, разностный порог - наименьшее изменение в силе и характере действующего раздражителя, замечаемого человеком. Благодаря этому порогу мы постоянно улавливаем неболыше изменения параметров внешней и внутренней среды: степень освещенности, увеличение или уменьшение силы звука, вибрации. Пороги всех ощущений индивидуальны для каждого человека, их характеристики предопределены генетически, относительно стабильны, хотя и испытывают большие возрастные колебания.

3. Оперативный порог различимости сигналов - точность и скорость различения достигают максимума. Он в 10-15 развыше дифференциального порога.

4. Интенсивность ощущения (Е) прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя и (закон Вебера - Фехнера) Е= кк^ + с.

5. Временной порог - минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений. Пространственный порог определяется минимальным размером едва ощутимого раздражителя. Острота зрения - способность глаза различать мелкие детали предметов. Размеры предметов выражаются в угловых величинах, которые связаны с линейными размерами по формуле 1д а/2 = п/21., где а - угловой размер объекта, И - линейный размер, Е-расстояние от глаза до объекта. У людей с нормальным зрением пространственный порог остроты зрения равен 1 угл.мин, минимально допустимые размеры элементов отображения, предъявляемые человеку должны быть на уровне оперативного порога не менее 15 угл.мин (для предметов простой формы). Для сложных предметов, опознание которых ведется по внешним и внутренним признакам не менее 30-40. Объем зрительного восприятия - число объектов, которые может охватить человек в течение одного взгляда (при предъявлении не связанных объектов - 4-8 элементов).

6. Латентный период реакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. После окончания воздействия раздражителя зрительные ощущения исчезаютне сразу, а постепенно (инерция зрения = 0,1-0,2 сек). Поэтому время действия сигнала и интервал между появляющимися сигналами должны быть не меньше времени сохранения ощущений, равного 02-0,5 сек. Иначе замедляется скорость и точность реагирования, поскольку во время прихода нового сигнала в зрительной системе человека еще будет оставаться образ предыдущего сигнала.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Общая характеристика необихевиористской ориентации в зарубежной социальной психологии
Основной проблемой бихевиористской ориентации традиционно является научение (learning). Именно через научение приобретается весь репертуар наблюдаемого поведения, за пределы которого исследователи обычно не выходят. В рамках бихевиоризма ...

Система памяти у человека
Карл Лэшли – пионер в области экспериментального исследования мозга и поведения – попытался дать ответ на вопрос о пространственной организации памяти в мозгу. Он обучал животных решению определенной задачи, а затем удалял один за другим ...

Профилактика, психотерапия и психокоррекция неврозов
Профилактика психогенных заболеваний заключается в создании условий среды, снижающих возможность травматизации психики. Улучшение условий среды, трудовое воспитание, закаливание, надзор за здоровьем учащихся в учебно-воспитательных учрежд ...