1 год – центральным в этот период является возникновение аффектно-заряженных представлений, которые побуждают поведение ребёнка вопреки воздействиям окружающей среды;
к 3 годам – центральное новообразование – система «Я» (Я-сам). В этот период развития сталкиваются две системы: «хочу» и «надо»;
7-8 лет – становление ребенка как индивида;
12-14 лет – формирование способности к целеполаганию;
15-16 лет – формирование жизненной перспективы.
Рассмотренные Л.И. Божович возрастные периоды совпадают с периодами кризисов 1-го и 3-го года жизни, 7 лет и двух фаз подросткового возрастного периода.
Основной и важный для педагогической практики вывод состоит в том, что учителю необходимо учитывать эти особенности личностного развития. Это поможет снять обострения возрастных кризисов у школьников, предотвратить возникновение фрустрации (состояния психического напряжения, тревожности), нервных срывов.
Статьи по теме:
Психологические и нейропсихологические причины неуспеваемости школьников.
В норме психическое развитие имеет сложную организацию. Развивающийся ребенок все время находится в процессе изменений не только количественных, но и качественных. При этом в самом развитии наблюдаются периоды убыстрения и замедления, а в ...
Тест на исследование тревожности
В данной работе я использовала методику диагностики самооценки разработанную Ч.Д. Спилбергером (США) и адаптированную Ю.Л. Ханиным.
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожаю ...
Взаимодействие как организация совместной деятельности
Общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова как обмен информацией.
Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятель ...
Актуально о психологии