Позиционные и конфликтные справедливости

Материалы » Основы возникновения конфликта » Позиционные и конфликтные справедливости

Страница 4

Из проведенного графического упорядочения всевозможных долевых соотношений двух дихотомических характеристик, которые составляют ортогональную систему представления результатов, следует важное заключение, что такая форма поведения как альтруизм и эгоизм выступают не в качестве дихотомических, а ортогональных характеристик, которые определяют поведение индивидуума. В таком представлении характеристики альтруистического и эгоистического поведения являются дихотомическими относительно самих себя, а не друг друга. В соответствии с данным представлением альтруист может быть либо как принимающий на себя все тяжести, защищая других, либо как отдающий все хорошее другим, лишая себя вознаграждения во имя благополучия их. Между полярно-противоположными формами альтруизма находятся нормальные формы - отдающие от себя лучшее и принимающие на себя тягости.

Аналогичные рассуждения встречаются относительно эгоистического поведения. Таким образом, в центре системы представления находятся индивиды, равнозначно обладающие частично всеми характеристиками. В зависимости от преобладания той или иной формы поведения будут существенно различаться индивидуальные представления о справедливости.

Альтруизм и эгоизм являются социальными формами поведения, но любое поведение мотивировано и имеет свои морфофункциональные механизмы обеспечения. В силу того, что альтруизм не в равной мере характерен всем индивидуумам, следовательно, существуют особые морфофункциональные характеристики, которые и определяют предрасположенность к нему только при их наличии. Аналогичное рассуждение относится к эгоизму. Эти две формы поведения, которые часто противопоставляются как взаимопротивоположные, являются порождением общественных отношений и выражением конкретных форм жизни людей. Будучи порождением коллективных форм отношений, они имеют биологическую основу и в коллективных отношениях являются внешним отображением внутренних свойств, определяющих предрасположенность к их развитию.

Сами понятия "альтруизм" и "эгоизм" являются обобщающими и в каждом конкретном случае необходимо говорить об уровне проявления данной формы поведения и ее значимости для каждого из них. Осуждение одной из форм поведения и превозношение другой носит принципиально ошибочный характер, если это осуществляется оторвано от конкретных условий их проявления. Любая из форм всегда содержит в себе различную долевую наполняемость противоречивого результата, т.е. одновременно несет положительную и отрицательную составляющие, отражая конфликтную природу любой дихотомической системы как основы самоорганизации.

Альтруизм, как одна из форм коллективных отношений, имеет важное биологическое значение для сохранения вида. Самопожертвование во имя сохранения остальных представляет собой минимизированный вариант потери общества в конкретной борьбе и поощряется им. Как осознанная форма поведения проявления альтруизма связано с глубоким пониманием коллективных отношений в качестве целостности системы более высокого уровня организации, чем индивидуальные. Важность сохранения целостного является доминирующим фактором в организации всего поведения такого индивидуума. Сохранение личной жизни вне той среды коллективных отношений, которая подвергается опасности, утрачивает смысл. Конкретная форма альтруистического поведения крайне многообразна и носит разноуровневый характер, но при формализации такого поведения, независимо от его сложности и содержания, можно выделить самопожертвование, заключающееся в том, что все лучшее индивид стремится сделать или отдать другим, а все трудности и тяжести принять на себя, освобождая от них других.

Только при наличии такой формы поведения возможно возникновение коллективных структур, причем более сложных, чем глубже понимание их превосходящего результата над индивидуальными формами поведения. В обществе альтруистическая форма поведения становится частью идеологии.

Как и любая форма поведения, альтруизм в себе несет свое отрицание. Будучи направленным на сохранение коллективных отношений и характеризуясь самопожертвованием, проявление альтруизма благоприятно влияет на паразитирование и развитие эгоизма, способствуя тем самым своему ограничению. В свою очередь эгоизм, лишенный благоприятной среды своего развития, вырождается ибо проявление эгоизма определяется стремлением существовать за счет окружающей среды при минимизированных затратах своих сил для достижения конечного результата. Таким образом, альтруизм по отношению к себе несет дихотомию, заключающуюся в проявлении принципа борьбы и единства противоречий. Способствуя и сохраняя коллективные формы отношений, альтруизм порождает индивидуализм, отрицая при этом коллективные формы. Одним из опосредованных результатов действий альтруизма есть эгоизм, направленный на сохранение среды своего существования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Определение страха и тревожности, сходства и отличия
Страх - это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью. Страх - аффективное (эмоционально заостренн ...

Гештальт-исследования проблем научения: инсайт и интеллект человекообразных обезьян
В соответствии со взглядами гештальтпсихологии на проблему восприятия, Келер интерпретировал результаты исследований поведения животных в терминах целостности ситуации и взаимосвязей между отдельными стимулами. Например, он изучал проблем ...

Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования
Этнические конфликты, представляют собой проявление межнациональной напряженности в виде конкретных форм противодействия между этническими общностями (группами), постоянно осложняют жизнь людей во всех уголках земного шара, поэтому психо ...