Позиционные и конфликтные справедливости

Материалы » Основы возникновения конфликта » Позиционные и конфликтные справедливости

Страница 5

Следовательно, альтруизм и эгоизм как формы социального поведения составляют некую ортогональную систему, в которой может быть отражена структура личности и динамика межличностных отношений. Эти отношения основаны на действии принципа "запрос-удовлетворение", что позволяет в их формальном описании использовать модель Вольтера "хищник-жертва". Данный результат основывается на представлении отношений "даю-получаю" как взаимно-противоположных (дихотомических) понятиях. Поскольку давать и получать можно как хорошее, так и плохое, то второй дихотомической парой является "все хорошее" и "все плохое".

Если теперь представить рассматриваемые процессы в несколько иной системе, не изменяя при этом набор характеристик, то отношения "альтруизм-эгоизм" приобретают иной характер. Из ортогональных взаимонезависимых отношений они переходят в дихотомические взаимопротивоположные, но при этом меняется и содержательная сторона данных понятий: каждое из них становится обобщающим своих составляющих компонентов поведения.

Поскольку понятие "даю" содержит "все хорошее" и "все плохое", то второй вариант можно представить следующим образом: "даю" и "получаю" переходят из дихотомической связи в ортогональную (см. рис. 6). В результате возникают противоречия в систематизации результатов. Конфликт, взглядов или подходов в оценке таких форм поведения можно рассматривать либо как альтруизм, либо как эгоизм. Такой характер противоречий при анализе теоретических представлений различных процессов встречается довольно часто. Накопление противоречий приводит к разногласиям и сталкиванию мнений, т.е. к конфликту. Такая конфликтная ситуация является причиной неправильного понимания сути самого процесса. Каждая из приведенных форм представления результата имеет полное основание и мнимое противоречие, заключающееся в том, что используемые понятия (категории) несут в себе дихотомическую структуру. Если в одном варианте представлений ей не придается, внимание, и она носит скрытый характер, то упорядочиваемые характеристики проявляют эти свойства. Одновременное отражение двух противоположностей, на основе которых строится ортогональная система отражения результатов, невозможно. Эта процедура протекает автоматически через один шаг преобразования и является одной из закономерностей динамики последовательных отображений. Если на одном уровне характеристики имеют ортогональное отношение, то порождение ими отображения переводит их в дихотомические и так далее (происходит поворот характеристики процесса на 900). Принцип дихотомической организации фактически является источником противоречий в развивающихся системах и процессах. Широко известный как принцип борьбы и единства противоречий, данный принцип определяет обязательное наличие конфликтной ситуации, разрешение которой может быть найдено в деструктивных изменениях в виде различной степени катастроф либо конструктивных в виде более сложных систем организации и отношений. Соотношение этих характеристик лежит в основе, определяющей направленность протекания процесса развития, и в ряде случаев трактуется как статистический принцип организации развивающихся систем. Распределение этих характеристик служит как бы паспортом контролируемого явления.

По результатам такого представления легко наблюдать и сопоставлять характеристики каждого индивида. В статистической оценке фигурирует сила проявления признака, которая характеризуется распределением весовой значимости или частотой проявления конкретного признака, диапазоном его вариации и местом нахождения математического ожидания. Введение количественных характеристик в оценке индивида позволяет более точно прогнозировать его поведение, решать вопросы профессиональной пригодности и вскрывать причины профессиональной деформации.

Отмеченный способ количественной оценки справедливых отношений касается непосредственных действий: "что я дал" ("сделал"), "что получил". Аналогичное представление можно установить в отношениях "беру сам" как активное действие, дают как пассивное действие - "получаю", а с другой стороны - "отдаю"; "даю" - добровольное активное действие - возврат. Следовательно, "получаю" можно представить из двух источников аналогично действию "отдаю". Графически такую характеристику установления справедливости отношений в системе "индивид-среда (группа)" можно отразить в трехмерном пространстве (см. рис. 7).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Проблема нравственного развития личности на современном этапе
Важнейшей сферой взаимоотношения человека и общества является мораль, нравственность как особый способ практически-духовного освоения человеком действительности. На протяжении всей истории люди мечтали о достойной и счастливой жизни, осно ...

Развитие личности подростков в неполных и смешанных семьях
Поскольку развод становится все более распространенным явлением, особую важность приобретает вопрос о его влиянии на подростков. По мнению многих врачей-психиатров и психологов, развод родителей является главным негативным событием в жизн ...

Причины агрессии, ее виды и механизм действия
Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный «инстинкт агрессивности». Фрейд указывал на инстинктивные осн ...