Самосознание, его структура и развитие

Материалы » Основы психологии » Самосознание, его структура и развитие

Страница 1

Самосознание - один из основных структурных компонентов личности. В отечественной психологической литературе Б.Г. Ананьев, Л.И.Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, В.В. Столин, А.Г. Спиркин В зарубежной Этой проблематикой занимались У. Джеймс, 3. Фрейд, К. Роджерс, Э. Эриксон, Р. Берне, В. Франкл и многие другие выдающиеся ученые. В зарубежной литературе самосознание понимается как «Я-концепция», т.е. совокупность всех представлений индивида о себе. Самосознание - динамическое единство знания и отношения, интеллектуального и аффективного. Самосознание – это когнитивный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.п., однако как указывал А.Н. Леонтьев – это не любое описание самопознания. Самосознание личности направлено на то основное, что составляет ее психологическую сущность – на ее собственно личностный способ интеграции деятельностей, интеграции и иерархизации мотивов. Основная функция самосознания личности – сделать для личности доступным ее собственную сущность и либо принять и узаконить ее, либо взяться за активную перестройку, либо частично или полярно отвергнуть ее. Запускающим и развивающим самосознание моментом является внутренний конфликт нескольких смыслов деятельности, конфликт побуждающих и смыслообразующих мотивов. Осознание конфликта – толчок и самосознанию.

Я-концепция - это «динамическая система представлений человека о самом себе», включающая и собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, и самооценку, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. «Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой». Такие определения дает Берне. Описательная составляющая Я-концепции - «образ Я». В отечественной литературе чаще употребляется термин «Образ Я» вместо Я-концепции. Так, И.С. Кон понимает Образ Я как установочную систему, установки которой обладают тремя компонентами: когнитивным, аффективным и поведенческим. «Нижний уровень Образа Я составляют неосознанные представления в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в целостный образ, и, наконец, сам этот Образ Я вписывается в общую систему ценностных ориентации личности, связанных с осознанием его целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей».

Составляющая, связанная с отношением к себе или к своим отдельным качествам, называется самооценкой. Совокупность частных самооценок определяется как принятие себя. Поведенческие реакции, вызванные образом Я и самоотношением, - это поведенческая составляющая Я-концепции.

Р. Берне рассматривает Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя, выделяя в Я-концепции описательный и оценочный компоненты. Давая определение установки, автор выделяет три главных ее составляющих: 1. «Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки)»; 2. «Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая)»; 3. «Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая)».(39) Относительно Я-концепции эти три составляющие установки конкретизируются следующим образом: 1. «.Образ Я — представления индивида о самом себе; 2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты ' образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием kiro осуждением; 3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой».

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Основные проблемы возрастной психологии
Возрастная психология – это область психологии, которая изучает психологические особенности формирования личности на разных возрастных этапах. Делится на подразделы: детская, подростковая психология, психология юности, взрослости, старос ...

Взаимодействие школы и семьи
Первый год в школе ‑ это и своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все их недоработки: невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта, неумение помочь. Еще чаще из добрых побуждени ...

Неврастения
Наиболее распространенная форма невротического расстройства умственно отсталых детей и подростков. Его причиной обычно является истощение нервной системы из-за чрезмерного и. как правило, длительного физического или умственного напряжения ...