Самосознание, его структура и развитие

Материалы » Основы психологии » Самосознание, его структура и развитие

Страница 3

* В.В. Столин говорит о самосознании как о феномене, позволяющем сохранить постоянство собственного поведения и испытывать чувство ответственности за социальные ценности, усвоенные индивидом. * Структуры самосознания могут мотивировать к определенной деятельности, могут участвовать в целеобразовании (т.е., в подборе таких целей, служащих достижению мотива, которые согласуются с «Я-образом», с представлениями о своих возможностях, правах, обязанностях, долге). * Самосознание в его когнитивной и эмоциональной формах может детерминировать отношение к окружающим, а так же стиль и характер общения с ними. * Самосознание в форме самопознания и самоотношения может влиять на развитие тех или иных черт личности, и, следовательно, личности в целом. * Самосознание может служить формой самоконтроля в разных деятельностных проявлениях человека. * Самосознание является венцом развития высших психических функций, позволяя человеку, отражая внешний мир, выделяя себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Рассмотрим уровни и единицы самосознания. А.Н. Леонтьев, рассматривавший проблему самосознания как проблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности», расценивал ее в как проблему «нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа».

Чеснокова предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления «Я» и «другого человека». Сначала некоторое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем оно переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самопознания является преимущественно самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я» и «Я». Человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой- то степени уже сформированными, полученными в разное время, в разных ситуациях. В качестве специфического внутреннего приема самопознания Чеснокова указывает здесь самоанализ и самоосмысление. На этом уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. Высшего уровня развития самосознание на втором уровне достигает при формировании жизненных планов и целей, жизненной философии в целом, своей общественной ценности, собственного достоинства.

В качестве единицы самосознания А.Н. Леонтьев выделяет личностный смысл, который порождается как отношение к мотиву или цели релевантных их достижению качеств субъекта и оформляется в самосознании в значениях (когнитивный аспект) и эмоциональных переживаниях (эмоциональный аспект).

Таким образом, как единица самосознания «смысл Я» содержит когнитивный, эмоциональный и отношенческий компоненты. Множественность деятельностей человека приводит к множественности смыслов «Я», пересечение деятельностей - к поступкам (действие, объективно связанное с двумя мотивами так, что служит шагом в направлении к одному из них и одновременно шагом в направлении от другого), поступки - конфликтным смыслам «Я» (позитивный смысл к одному мо-гву и негативный смысл в отношении к другому в одних обстоятельствах), конфликтный смысл «Я» запускает дальнейшую работу самосознания.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Обратная связь как элемент межличностного общения
«В контексте социально-психологического тренинга в форме группы самоанализа проблема усвоения, традиционная для процесса обучения, по существу преобразуется, во-первых, в проблему получения участником сведений о том, как он воспринят в ра ...

Взгляд и его выразительность
Значительные межкультурные различия, касающиеся роли, взгляда в социальном общении и его выразительности. Южные европеоиды характеризуются, высокой частотой и обычно большей длительностью взгляда по сравнению с северными европеоидами. В р ...

Решение мыслительных задач. Интеллект
Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещ ...